Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Леонтьева Ольга

Педагогика для трудных

Залог ее успешности – в особом устройстве школы

Кто такие «трудные», конфликтные дети? Это ребята, с которыми трудно работать нам, взрослым. Мы чувствуем себя бессильными, пытаясь организовать их учебу. Как же должна быть устроена школа для этих детей? Есть ли особые педагогические правила, законы, соблюдая которые можно сделать образование доступным и достижимым даже для таких неуравновешенных, порой агрессивных детей?

Класс или разновозрастная группа?

...В этой школе учатся ребята с 9-го по 11 класс, около 200 человек. Туда принимают самых «трудных», тех, у кого не раз возникали конфликты с учителями и одноклассниками. Новые ученики приходят в школу почти постоянно: официальный набор идет каждую учебную четверть.

Новичок попадает сразу в две ученические группы: в класс (в котором проходят уроки по всем основным школьным предметам) и в тьюторскую группу (именно эта группа отвечает за уборку школы, за организацию различных внутришкольных мероприятий).

Простой на первый взгляд ход на самом деле позволяет решить множество проблем. Во-первых, каждый подросток попадает сразу в два коллектива: одновозрастный и разновозрастный. Значит, у него есть больше шансов найти друзей, понять новое для него образовательное пространство, быть принятым и понятым другими. Во-вторых, упрощается работа педагогов, каждый из которых является и преподавателем определенного учебного предмета, и тьютором разновозрастной группы. В группе ребят из 9–11 классов проще знакомить новичков с традициями школы – это становится само собой разумеющимся.

В этой школе принято ходить в сменной обуви или босиком, поскольку многие ребята любят сидеть на полу или на ступеньках. Уборка школы проводится тьюторскими группами. Старшие школьники уже привыкли к этой традиции, для них это норма, принятая детско-взрослым сообществом, а не требование учителей. Новички принимают это, стараясь войти в коллектив. В результате в школе создана очень комфортная, почти домашняя атмосфера.

Во многих образовательных учреждениях, в которых ученики чувствуют себя свободно и защищенно, возникает проблема, незнакомая «авторитарным» школам: ребята не хотят расставаться со школой, уходить во взрослый мир, в котором все далеко не так просто. В этой школе такой проблемы нет, возможно, именно благодаря разновозрастным группам: тот, кто выходит в позицию старшего (более ответственного человека), не только получает опыт принятия ответственных решений, но и учится на собственных ошибках, которые в жизни неизбежны.

Смена позиции ведомого на позицию лидера – важный и сложный шаг в жизни любого человека. В этой школе такой шаг делает каждый ученик, становясь одиннадцатиклассником, помогающим своим младшим и менее опытным товарищам. И этот шаг молодым людям помогают сделать взрослые.

Увеселительный поход или проверка на прочность?

В школе есть традиция: четыре раза в год (даже зимой) организуются трехдневные походы, скорее напоминающие армейские учения, чем увеселительные мероприятия. В один поход отправляются примерно сто учеников. Таким образом, каждый из ребят как минимум два раза в год имеет возможность проверить себя в нестандартных условиях.

Поход организуется следующим образом. Ребята заранее знают, когда будет «неделя похода», но о том, что там будет происходить, им сначала не говорят. В понедельник дети и учителя собирают рюкзаки: школа имеет полное походное снаряжение и личное обмундирование, подаренное ей военной частью, расположенной неподалеку.

Во вторник рано утром начинается поход. Переодевшись в армейскую маскировочную одежду, подростки превращаются в участников игры, заранее запланированной взрослыми. В самом начале директор школы напоминает, что жизнь в полевых условиях не наказание, а проверка каждого на умение общаться в нестандартных условиях, на силу и мужество; что поход – это часть их образования, которое проходит не только за партой, но и в самых сложных условиях.

Например, ребята и учителя становятся жителями мифической страны, в которой власть захватил диктатор. Жители этой страны разделились на три лагеря. Одни поддерживают авторитарный режим, другие не принимают его, третьим совершенно безразлично, кто правит страной. Каждая группа уходит в лес, чтобы основать свой лагерь (в группах чуть больше 30 человек). Командуют группами старшие ребята, а педагоги становятся подчиненными.

Учителя попадают в сложную ситуацию. Часто они понимают, что подростки что-то делают неправильно (находят плохое место для лагеря, не назначают вовремя дежурных, не заготавливают на ночь достаточное количество дров и т.д.), но… молчат и подчиняются решению руководителей групп, как и все остальные. Их функция – обеспечить безопасность и предоставить ребятам возможность увидеть собственные ошибки и исправить их самостоятельно.

На второй день начинаются различные игры (спортивные, военно-спортивные), а еще – выпуск листовок, рассказывающих об отношении ребят к происходящему в их стране (в соответствии с игровой установкой, определенной заранее).

Третий день – завершающий. Лагерь сворачивается, территория тщательно очищается, все возвращаются в школу примерно в 4 часа дня. И сразу начинают чистить, сушить и сортировать для химчистки одежду. Одновременно в школе готовится праздничный ужин – самый простой, зато торжественный, при свечах. Все – взрослые и дети – усаживаются за столы, расставленные в холле школы, директор закрывает «город», просуществовавший три дня в полевых условиях, поздравляет всех ребят с успешной учебой, торжественно вручает медали учителям, которые умеют не только учить детей в классах, но и способны организовать и провести такое непростое мероприятие.

В пятницу все снова собираются в школе с самого утра, чтобы все доразобрать, досушить, отмыть школу, которая, как вы понимаете, выглядит не лучшим образом после того, как туда вернулись сто человек после трехдневного похода.

Игра завершается: все вместе, несмотря на усталость, готовят школу к занятиям, а походное снаряжение – к следующим выездам.

Как возникла такая школа?

Эта школа была организована 13 лет назад, после того как два подростка в поножовщине убили друг друга. Основатели школы тогда еще не думали об общеобразовательном учреждении, они просто решили, что у многих ребят возникает спонтанная агрессия по чисто объективным причинам – их никто не учит, как общаться вне школы, им некуда деть свою энергию. Ряд учителей договорились, что начнут регулярно собирать коллективы 15–17-летних «конфликтных» ребят и будут водить их в походы, организованные как игра в армию или в пограничников. Оказалось, что те, кто стал ходить в эти походы, быстро подружились не только между собой, но и с учителями, причем ребята после походов не хотели возвращаться в свои школы на учебу. Тогда и появилась идея создать для них гимназию, в которой регулярные массовые выезды станут традицией.

Откуда финансирование?

Эта школа находится в Швеции, в Стокгольме, именно там тринадцать лет назад произошло печальное событие. Власти этой страны решили таким образом вложить средства в «трудных» подростков, а шведская армия предоставила школе снаряжение и одежду, которые так берегут учителя и ребята.

Интересно, что эта гимназия носит имя… шведского короля Бернадота: Bernadottegymnasium. Король Швеции Карл XVI Густав из династии Бернадотов. Он, по мнению жителей его страны, – человек интернациональный, ведь он женат на женщине, которая по происхождению очень далека от королевского дома. Они встретились в 1972 году в Мюнхене, на Олимпиаде, где будущая королева (наполовину немка, наполовину бразильянка) работала переводчицей.

Основатели гимназии написали королю официальное письмо, объяснив, с какой целью создается именно такая школа, каковы ее цели, кто будет в ней учиться (большинство ребят из семей иммигрантов). Король согласился, но сказал, что не собирается оставаться в стороне от событий, которые происходят в гимназии. Он регулярно посещает ее, ребята готовят торжественный прием, ужин – это стало традицией, не удивляющей ни взрослых, ни детей.

Ребята и учителя гордятся своей школой. Монаршее имя и участие словно повышает планку требований граждан школы к самим себе и в то же время показывает: первое лицо страны уважает право каждого гражданина на образование, даже если гражданин еще несовершеннолетний и создает массу проблем окружающим…

Рейтинг@Mail.ru