Вторая тетрадь
Школьное дело
ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА
ТОПография школы
ТОП – это творческое образовательное пространство, в котором по-новому решается вопрос формирования компетенций
Cегодня все больше учебных заведений приобретает статус Центра образования, что подразумевает возможность
для ребенка не только изучать в родной школе обязательные традиционные предметы, но и заниматься в разных кружках, студиях – по собственному выбору. Чаще всего расписание работы этих кружков скромно соседствует с расписанием уроков: ведь дополнительное образование – это баловство, игрушки по вечерам, когда сделаны все домашние задания. Однако многих педагогов перестало устраивать такое разделение образования на основное и дополнительное, обязательное и свободное.
Совсем недавно в Академии педагогических наук на кафедре эффективных образовательных технологий была принята экспериментальная программа, основная цель которой – создать условия для интеграции дополнительного и основного образования,
то есть сформировать единое образовательное пространство.
В качестве экспериментальной площадки был выбран московский Центр образования № 429.
История вопроса
Необходимость поиска в этом направлении продиктована теми требованиями, которые предъявляет постиндустриальный мир к современному выпускнику школы.
Сильной стороной образования прежнего индустриального мира всегда было предметное знание. Отдавая дань традиционной школе, хочется сказать, что успехи ее несомненны. К общепризнанным достоинствам выпускника такой школы можно отнести:
– умение учиться во фронтально организованной среде,
– умение действовать по инструкции,
– нацеленность на достижение успеха в одиночку,
– широкую предметную информированность.
Однако в новых условиях этого явно недостаточно. Объем отраслевой информации растет с неимоверной скоростью, учебные часы ограничены. Каким образом и где будет востребован по окончании школы полученный знаниевый ресурс, неясно. Отсюда и встают вопросы, связанные как с иным содержанием, так и с поиском новых организационных форм школьного образования.
На что и каким образом следует тратить учебное время и пространство? Запрос (заказ) на новое качество образования формируют профессиональные и бизнес-сообщества, экономические управляющие структуры, а не только государственная идеология. И как невозможно в настоящих экономических условиях гарантировать ученику рабочее место, так невозможно в этих условиях обеспечить его знанием раз и навсегда. Да и сам знаниевый компонент образования, сохраняя свою значимость, перестает быть самым главным элементом в образовательном процессе.
Требование времени
Качество образования, которое обеспечивает та или иная школьная система, может быть определено способностью этой системы соответствовать запросу на образование, который предъявляет мир. К наиболее востребованным в настоящее время качествам относятся в первую очередь:
– овладение универсальными навыками самообразования независимо от конкретного предметного содержания,
– умение работать с информацией в самом широком смысле,
– действовать автономно (в том числе в незнакомой ситуации),
– умение сотрудничать с другими людьми,
– умение планировать деятельность,
– решать реальные задачи,
– доводить до конца принятые решения,
– умение функционировать в неоднородной социальной и национальной среде.
Однако эти непредметные навыки (универсальные умения, компетенции…) все еще вынесены за рамки основного (читай – предметного) образования. Современное устройство школы располагает их в пространстве образования дополнительного.
Две части целого
Разделенность образования на основное и дополнительное в современных условиях приводит к неэффективному расходованию ресурсов, формализации обучения и вымыванию из учебного процесса его основной энергообразующей части: мотивации к обучению.
Можно сказать, что дополнительное образование – это такое учебное пространство, куда учащийся приходит самостоятельно или по реальному запросу семьи. Актуальность такого образования очевидна всем участникам учебного процесса, и вопрос мотивации уже не встает. Это не достоинство и не недостаток, это свойство дополнительного образования.
Свойство же основного образования абсолютно иное. В это учебное пространство человека приводят. Поначалу смена обстановки и здоровое любопытство поддерживают личную мотивацию, но только очень непродолжительное время. В дальнейшем ее заменят внешние, формальные рамки. Внутри этих рамок актуальными станут формальные требования. Отсюда и применяемые обучающие технологии, не требующие включения в процесс личной (внутренней) мотивации. В первую очередь к ним относятся трансляционные способы преподавания: услышал (прочел, увидел) – воспроизвел. Хорошо воспроизвел – значит успешен.
Основной непредметный навык – это умение запоминать и воспроизводить. Основная форма организации школьного пространства – фронтальная: учитель и класс перед ним. Контроль в такой системе – ключевое условие мотивации, поэтому он занимает очень много времени и пространства. Энергия, движущая обучение – страх остаться без аттестата. И это не плохо и не хорошо, это то же свойство пространства основного образования.
Вот так и получается, что формальное образование актуализирует себя, манипулируя страхами, а актуальное не в состоянии себя защитить формальными рамками и стыдливо прячется за термин «дополнительное».
Образование больше, чем знание
Формирование в учебной деятельности описанных выше приоритетных качеств современного выпускника в первую очередь связано с опытом практического применения усвоенного знания. Для этого необходимо формирование инициативной позиции по отношению к возникающим жизненным проблемам, а значит, нужен опыт успешного их решения в условиях учебных, то есть в условиях школы.
Но деятельность возможно познать только в процессе самой деятельности.
Поэтому создается специальная активная деятельностная среда, которую мы назвали творческим образовательным пространством (ТОП). Соответственно можно говорить о том, что умение действовать, достигать поставленной цели, выделять проблему и владеть навыком ее разрешения – это важнейшие образовательные результаты.
Для достижения таких результатов предполагается использование активных обучающих технологий. Необходимо самое широкое применение организационных форм обучения, создание таких учебных ситуаций, при которых учитель не только источник и транслятор знаний, но гораздо больше – организатор и эксперт всего образовательного процесса.
Активность – первая из важнейших характеристик творческого образовательного пространства.
Невозможно объять все, поэтому избыточность возможностей формирует необходимость вариативности. Опыт ответственного выбора не только сохраняет в человеке природную жажду познания, но и стимулирует ее всю жизнь, являясь основой личной мотивации к образованию. Формирование и фиксация этого опыта с самого раннего возраста является еще одной значимой образовательной задачей.
Деление ТОПов не по предметно-знаниевому признаку, а условно, как «моделирующие основные виды деятельности», не случайно. Каждая такая сфера имеет прочную связь с другими областями деятельности и знания. И это не вопрос традиционных межпредметных связей, а практическая задача – формирование целостной картины мира. Такого мира, в котором действительно существует бесконечное количество возможностей реализации, и поэтому его нестабильность перестает восприниматься как угроза.
Обладая этими качествами, учебное поле творческого образовательного пространства создает достаточные условия для органичной интеграции дополнительного и общего образования, что, собственно, и формирует единое образовательное пространство.
Выбираем пространство творчества
Основную часть учебного времени ребенка занимают выбранные им занятия, проекты, все многообразие которых мы сгруппировали в семь сфер деятельности – те самые ТОПы.
Первый ТОП – социальное пространство. Ребенок участвует в работе органов школьного самоуправления, знакомится с законами общества и учится применять их на практике, использует ресурсы города, всего мира, чтобы стать частью местного сообщества, глобального международного проекта.
Информационное пространство предполагает создание информационного поля школы (газеты, телевидение, радио, сайты). Эта сфера деятельности обеспечивает открытость всех проектов, делает их доступными для любого ученика и учителя, дает возможность выбора в выстраивании личной образовательной траектории.
К тому же это способствует обучению современным технологиям работы с информацией как универсальному умению, которое возможно интегрировать в любую сферу образовательной деятельности.
В задачи научно-исследовательского пространства входит закрепление основ точных и естественных наук через практическую и игровую деятельность: разработка исследовательских проектов и работа в них, создание практических рабочих пространств, таких как лаборатории и мастерские, участие в деятельности научно-исследовательских учреждений и действующих производств.
ТОП-арт дает ребенку шанс проявить себя в различных видах искусства, выявить свои интересы и способности. В рамках ТОП-арта возникает несколько художественно-игровых. ТОП-арт в первую очередь обеспечивает создание больших общезначимых действ в школе, способных объединить в себе достижения других ТОПов, сделать их публичными, яркими, социально значимыми.
ТОП-арт формирует общую атмосферу образовательного центра, общественное мнение и структурирует социум вокруг образовательного учреждения, делает личные достижения каждого учащегося и учителя общезначимыми, выводит их из формального поля в актуальное.
Пространство физической культуры помогает ученику сформировать представление о собственных психофизических возможностях.
Специальное пространство путешествий включает эту особую форму в образовательную деятельность: экскурсии, экспедиции, путешествия, поездки.
Последнее пространство – мастеровое – обеспечивает деятельностную и практическую поддержку материальной базы всех вышеперечисленных ТОПов. Необходимые мастерские могут иметь как общее, так и узкоспециальное направление деятельности. Например, общее: работа с металлом, деревом, бумагой, глиной и пр.; узкоспециальное: ремесленное, историческая реконструкция, ремонтное, профессиональное. Важное условие – предельная открытость мастерских и возможность начала деятельности не в запланированное, а в актуальное для реализации проекта время.
Основными принципами ТОПов являются: открытость (любой человек, изъявивший желание создать свой собственный проект, принять участие в обсуждении или создании понравившегося проекта, имеет возможность это сделать), креативность и командность.
Вадим ЗЛОТНИКОВ,заместитель директора по дополнительному образованию Центра образования № 429