Вторая тетрадь
Школьное дело
В школе все в порядке. Приказном...
Раньше просто требовали внедрять нововведения. Теперь хотят, чтобы их внедряли с энтузиазмом
Третья четверть богата открытыми мероприятиями. Идут предметные недели, декады, месячники. Семинары, конференции, конкурсы. Там биенале к юбилею, тут открытое родительское собрание к визиту главы города.
Примета времени: чиновники потянулись в школу.
Теперь там ждут не только Дмитрия Медведева, но и местных руководителей. Те же экскурсии
в компьютерные классы и тренажерные залы, демонстрация проектов младшеклассников, а также мероприятия по здоровьесбережению в режиме он-лайн: педагоги вместе с детьми побежали на веселые старты, администрация школы участвует в штурме снежной крепости. Все в восторге, местное телевидение готовит репортаж.
Подыграли, да. Немного неловко, а что делать, если таковы ожидания?
Разговаривая в эти дни с директорами разных школ, часто приходилось слышать о том, что чиновники, посещая школу, хотят видеть только хорошее: улыбки, радость, довольство. Как бы удостоверяются: «Все у нас в образовании идет правильно»…
На самом-то деле обслуживать государственные программы, проекты, формы, критерии педагогам не привыкать. Все давно уяснили: современное образование – функциональное, эффективное, экономное. Надо беречь время, ресурсы, мышление, внимание. Просчитывать, что сказать; следить, как бы чего лишнего не дать, – но в меру, потому что «выделение лишнего» в итоге даст ноль. Этим и очерчен разрешенный минимум педагогического творчества: стандартизировано все, педагог не может ставить своих задач в обучении детей, считаться с особенностями и возможностями конкретных учеников, работать на перспективу. Но в палитру вносится новая краска: а теперь скажи бодро, что все это тебе нравится.
Педагогику – за порог
О том, что качество школьного образования неуклонно снижается, говорят постоянно. Причем считается (если посмотреть опросы общественного мнения), что проблема эта социальная, экономическая. Какая угодно, только не педагогическая. На школу никто не уповает. А что думает об этом сама школа? Наши разговоры с директорами разных школ страны содержали простую мысль: все устроено так, что быть педагогом – некогда.
«В основном директору приходится решать задачи, которые ставит перед ним управление образования, – говорит директор школы из Томской области. – Всем под копирку транслируют одно и то же, задаются одинаковые параметры, по которым и идет работа в школах. Выруливать на свои проекты, работать в направлениях, перспективных именно для нашей школы, очень трудно, да это и не приветствуется».
А что, если попытаться прервать феодальные отношения? По закону-то школа – автономное учреждение. «Стараюсь фильтровать поток рекомендаций и приказов, поступающих из отдела образования, – отвечает директор из Тверской области. – Школа не в состоянии обеспечить исполнение всех указаний. И хотя мои завучи целый день голову не поднимают от монитора, обеспечивая отчетность, я то и дело получаю нагоняи».
Крепко же вцепился в школу бюрократический спрут, и это повсеместно: «Курс взят на учет всего. Допустим, за год в районе проведено пятьсот плановых мероприятий. Подводятся итоги: «В таком-то и таком-то ваша школа не приняла участие. А это почему? А кто виноват? А если все не пришлют участников? Это вам в минус. Ни одного победителя олимпиады? Плохо работаете. Не заботитесь о рейтинге школы, а ведь это – деньги». И так далее: семинары, проведенные в школе, конференции, конкурсы… не важно, какого качества, полезны они или вредны, было бы что считать. В результате один ребенок у нас в этом году ездил на девять олимпиад, один учитель участвовал в пяти конкурсах. Нормально?»
Школу – уплотнить
Интеллектуальный этикет: любая мысль имеет границы применения, всякий фактор – границы действия. К примеру, «оптимизация сети школ». Обзванивая директоров, чьи школы много лет работают интересно, обнаруживаешь, что многие из них теперь служат в школе с другим номером. Там двухсменка, перемешанный коллектив, сплошные конфликты и жалобы родителей. Притом надо срочно заявку на грант писать, очень торопят.
«А была у нас Школа социального партнерства, – рассказывает уплотненный директор. – Дружный детско-взрослый коллектив, активные родители, свой стиль, дух. В последний год мы как-то особенно объединились, надеясь спасти школу, грант получили. Но решение принято. Наше здание в центре города, планировка нетиповая, в этом, видимо, все дело».
Таких примеров по стране не десятки, а сотни и сотни. Там мебельную фабрику с магазином в бывшей школе открыли, там развлекательный центр. Дети ходят мимо; вот такая педагогика...
Педагогов заменить менеджерами…
К тому же не всем директорам закрывшихся школ повезло сохранить должность. Мужчин предпочли женщинам, молодых менеджеров – опытным педагогам.
Вот история, от которой дух захватывает: «Когда реорганизация начиналась, обещали сохранить тех, кто работал по гранту. На деле вышло по-другому. Сначала был переезд, пришлось приготовить множество документов о передаче, затем надо было реализовать миллион, который мы выиграли в своей старой школе, причем сроки реализации были сокращены на месяц, а потом, когда все дела были сделаны, мне предложили отчитаться о работе, проделанной за два месяца по плану развития новой школы. Я возмутилась, меня тут же сократили. Как раз тогда, когда стало наконец можно начать содержательно работать. Так что теперь я отдыхаю, ищу работу».
Итак, «напрасны ваши совершенства, мы вас как директора школы уже оптимизировали и реализовали» – что-то такое транслирует нам система, чрезвычайно последовательная в сиюминутных выгодах, а стратегически – совершенно беспомощная.
…а потом посмотреть, что из этого выйдет
Ничего нового, современного, интересного в непедагогическом подходе к образованию нет. Примеры действий вопреки здравому смыслу и природе вещей давно описаны в литературе: если «блинами острог конопатить, небо кольями подпирать», рано или поздно можно утомиться и увидеть, что «ничего не вышло: блины, которыми острог конопатили, арестанты съели; кошели, в которых кашу варили, сгорели вместе с кашею».