Третья тетрадь
Детный мир
"...Если указательный палец поднят вверх"
Размышления старшеклассницы о значении учительских жестов
Говорят, жесты – крылья слов. Неслышимая речь. Рисунок внутреннего состояния говорящего. Известно также, что дети придают жестикуляции гораздо большее значение, чем словам: язык движений универсальный,
он никогда не обманет. Жест, как и слово, может спасти и вдохновить, уничтожить и оскорбить, но в отличие от слова это послание прямое и быстродействующее.
Учитель, подобно дирижеру, взмахивает рукой, акцентируя важное событие урока; постукивает по столу, требуя внимания, прикладывает палец к губам, ожидая тишины.
Так он переводит некоторые аспекты урока в более «громкое» состояние. Хорошо, если учитель пластичен, гармоничен и понятен детям.
А если импульсивен, резок, безотчетен в жестикуляции?
Сами мы редко задумываемся о педагогическом значении индивидуальных выразительных средств общения-обучения, в том числе о своих спонтанных жестах, хотя ученики очень чувствительны именно к эстетической стороне поведения педагога. Ведь не случайно на олимпиаде по психологии большой популярностью у старшеклассников пользовалось именно это задание: «Жесты учителя. Проведите небольшое исследование жестов одного из ваших учителей и на основании этого составьте «памятку», которая поможет ученикам и учителям общаться более грамотно».
Одну из работ мы публикуем.
На старых картинках учитель всегда нарисован с указкой. По этому атрибуту его не спутаешь ни с кем. Теперь указкой почти не пользуются, только на географии или истории при работе с картой. Но все же без указывающих жестов учителю не обойтись.
…Указательный палец может быть поднят как палец-указка и как палец-оружие. Он или обращает внимание на ту или иную цель, или запугивает. Именно когда он отводится в сторону, держится на расстоянии, он означает угрозу! Так что если руки у Е.П. лежат на столе и при этом на правой руке указательный палец вытянут вверх – отвлекись от своих личных дел, перестань шептаться с соседом и изобрази, что ты весь – внимание!
Когда ты отвечаешь у доски, следи за Е.П. Если учитель кивает головой, подчеркивая каждое твое слово, значит, ты говоришь «в тему»; если же кивание прекратилось – быстро ориентируйся, что ты не так сказал, вполне может быть, что ты несешь ахинею! Многократное короткое и резкое кивание, подчеркивающее каждое слово и даже паузы, говорит о том, что учитель придает большое значение твоим словам. Нередко эти действия озвучиваются:
«Да-а», «И-именно», «Во-от!» И немного смешно вытягивает губы трубочкой.
Но стоп, Е.П. постукивает указательным пальцем по столу! Значит, ты в чем-то сильно провинился и учитель из последних сил сдерживает себя! И ты должен радоваться, что Е.П. «клюет» пальцем по столу, а не по твоей пустой голове! Другие учителя демонстрируют свое недовольство еще активнее, они как бы рубят воздух в ритме слов, выражающих негодование, размахивают рукой вверх-вниз, туда-сюда, будто тряпкой тебя обрабатывают. Бывает, именно тряпка и находится в этот момент в руках учителя. А бывает – книга или пульт, а то и связка ключей. Очень неприятно.
Если у Е.П. руки заложены за спину, хотя такое бывает, к сожалению, крайне редко, то можешь немного расслабиться! Учителю в данный момент не до тебя, он задумался и не замечает, что делается в классе! Примечательно, что ходить по классу с заложенными за спину руками предпочитают все учителя-мужчины. Не хотят никого беспокоить, что-то выжидают? Что ни говори, а это признак бездействия.
…Если Е.П. во время твоего ответа у доски прикрывает рот рукой – радуйся, тебе удалось рассмешить учителя! Она смеется «в ладошку», потому что не хочет, чтобы это заметили. На оценку это, может быть, и не повлияет, а положительных эмоций учителю ты добавил.
Порой Е.П. сжимает уши руками. Она просто не хочет слушать, что ты говоришь! Можешь не оправдываться, все равно «не слышит». Стой и молчи!
Это все же лучше, чем привычка прежнего учителя, М.П., подпирать руками голову, когда она выбирала в журнале фамилию идущего к доске: «Так-так-так». Ритуал длился долго. Возникал холодок внутри. Как ни странно, этот холодок возникал даже тогда, когда она подпирала голову, находясь вдали от классного журнала, даже не на уроке.
…Еще есть у Е.П. такие жесты, которые я бы назвала жестами поддержки. Она сама разносит листочки с заданиями, отдает лично в руки, а не пускает по рядам, не просит раздать. Если ученик что-то уронил на пол и не заметил, она наклоняется, поднимает и кладет на место. Когда что-то не получается, она легонько дотрагивается до плеча ученика. Это означает доверие между нами.
Но встречаются и учителя, которые, готовясь к уроку, небрежно бросают тетради и книги на стол, резко двигают стул, а то и стол начинают перемещать. Это всегда знаки агрессивности, и ты не знаешь, чего ждать от урока.
…Ученик должен хорошо понимать жесты своего учителя. Наш историк почесывает затылок – значит, сейчас что-то интересное расскажет. Англичанка каждые пять минут руки платочком трет – чем-то раздражена. Во время рассказа учительница литературы как будто зачерпывает что-то кистью от сердца и разворачивает на ладони к нам – такой ритм не может оставить равнодушным.
Если учитель ключиком от кабинета по краешку стола постукивает, значит, звонок на урок уже был, а мы его не услышали. Бывает, учитель пощелкивает пальцами поднятой вверх руки, как бы говоря: «Алло, проснитесь!», не останавливаясь, продолжает урок. Зачем прерываться, все понятно без слов.
Когда учитель стремительно бегает по классу, сомнений нет: класс работает в группах. А вот если учитель размеренно вышагивает перед доской с «приклеенными» руками, значит, у нас идет открытый урок.
…Плохо, когда жесты учителя неожиданны для учеников. Помню, в шестом классе
на географии я сидела с мальчиком, который все время баловался. Тема была «Италия», учитель увлеченно рассказывал про жизнь итальянцев в средние века и вдруг сделал «выпад» в сторону нашей парты: как рапиру, он выдвинул указку по направлению к моему соседу. Указка не коснулась его, но было очень страшно. Недавно мы опять вспоминали этот случай, и мой бывший сосед по парте признался, что до сих пор боится учителей-мужчин и вообще все время ожидает «выпадов» против себя.
Какой же итог?
Помни, ученик, терпение учителя не безгранично!
Помни, учитель, язык жестов говорит ученикам больше, чем слова.
Ксения ЗЮБИНА, гимназия №13
г. Красноярск