Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Одна из самых сложных школьных проблем – вопрос оценки качества образования. В чем состоят главные эффекты работы школы? И как их «измерить»?
Сотрудники астраханского «Центра мониторинга в образовании» считают, что наиболее точным «измерительным инструментом» педагогического труда является внешняя оценка со стороны учеников и родителей. Как пишет Н.Рухленко в статье «Качество образовательного результата» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 1 за 2008 год), специалисты центра разработали серию анкет, позволяющих получить подобную оценку практически по всем значимым для образования аспектам школьной жизни. К примеру, старшеклассникам предлагается ответить на следующие вопросы: как вы думаете, что должна вам дать школа именно сегодня? Интересно ли вам учиться в вашей школе? Как бы вы оценили степень свободы в вашей школе для инициативы, творчества, высказывания
собственного мнения? Учиться (для вас лично) – это легко или трудно?
Все вопросы в анкете сначала формулируются в общем виде, а затем конкретизируются. Скажем, общая формулировка одного из пунктов анкеты звучит так: опишите свои ощущения в школе (отметьте то, с чем вы согласны)... А далее в анкете описываются различные ситуативные переживания, каждое из которых может быть типичным для того или иного ученика в конкретной школе: я часто чувствую, что мной недовольны; от меня иногда требуют то, что мне неинтересно; я обычный ученик, от которого требуют хорошей учебы и поведения; у меня возникают трения с учителями; я человек, которым интересуются; у меня все нормально, все проблемы решены; в классе есть ребята, с которыми у меня напряженные отношения; у меня все хорошо; ко мне придираются; от меня требуют то, что я не в силах сделать.
Как организовать сотрудничество на уроке? Главный принцип, которым стоит руководствоваться педагогу, ставящему подобную задачу, доктор педагогических наук Е.Землянская сформулировала так: учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять. «Важно построить обучение таким образом, чтобы вся группа была заинтересована в усвоении учебного материала каждым ее членом», – подчеркивает Е.Землянская в статье «Учебное сотрудничество младших школьников на уроке» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 1 за 2008 год).
Автор описала различные варианты организации группового обучения: обучение в малых группах; обучение в команде на основе турнира; индивидуальная работа в команде; «пила». Последний вариант применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом разбить на отдельные фрагменты.
В статье раскрываются технологические «секреты» обучения в малых группах, даются рекомендации, как выстраивать учебный процесс на каждом его этапе. Скажем, на этапе «выбора темы, постановки цели и задач урока» педагогу важно определиться не только с учебными, но и с социальными умениями. Например, занятие может быть направлено на развитие у детей способности проверять: есть ли у их товарищей по группе затруднения в понимании учебного материала?
Учитель должен учитывать также, что, работая в группе, младшие школьники в большинстве случаев усваивают меньший объем материала, чем на обычном уроке. А времени на овладение знаниями при групповой форме обучения, напротив, требуется больше. Следовательно, надо подумать, за счет чего возможна экономия учебного времени? Скорее всего педагогу придется скорректировать тематическое планирование целого раздела.
В этом же номере журнала размещена статья учителя начальных классов села Орда Пермского края Е.Подборновой «В записную книжку учителя».
Е.Подборнова убеждена, что у каждого педагога должно быть профессиональное кредо: сформулированные в емкой и лаконичной форме принципы, на которые можно ориентироваться в работе с детьми.
Вот некоторые максимы, которым стремится следовать сама учительница. Не берите всю инициативу на себя. Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас. Говорите чаще ученикам: «Не знаю», чтобы они думали сами. Школьник должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают. Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка.