Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Элизабет Пэнтли
Как перестать вопить, ворчать, умолять и начать жить в согласии со своими детьми
СПб.: Прайм-Еврознак, 2008
Книга американского психолога обращена к родителям. Наверное, в каждой семье время от времени случается, что ребенок забыл погулять с собакой, довел младшую сестру до слез, оставил велосипед во дворе, в триста четырнадцатый раз не записал домашнее задание – список можно продолжать до бесконечности. Родители испробовали уже, кажется, все: уговаривали, обещали награду за хорошее поведение, требовали, кричали, читали нотации… И все впустую. Ребенок продолжает вести себя самым невозможным образом, обстановка в семье накаляется, а родители уверенно приближаются к состоянию неврастеников.
Между тем это происходит из-за того, что именно родители не умеют вести себя правильно, а все вышеперечисленные способы совершенно бесполезны и только вызывают раздражение.
Автор на самых обычных примерах показывает, как можно договориться с ребенком. И как нельзя. О некоторых способах многие из нас так или иначе слышали (быть последовательным, четко формулировать посильные для ребенка требования), но здесь показано, как правильно их использовать в бытовых, узнаваемых ситуациях, как часто их можно применять в том или ином случае. Одним словом, это по-американски практичный учебник для родителей, которые хотят воспитать спокойных, доброжелательных, уверенных в себе детей.
Некоторое внутреннее сопротивление вызывает сделанный в книге акцент на управление ребенком. Но если читать внимательно, оказывается, что многие методы автор советует применять и по отношению к себе самому. Например, «тайм-аут» поможет не только остановить расшалившегося или агрессивного ребенка, но и справиться с собственными вспышками гнева и раздражения. А термин «дурные манеры» в равной степени относится как к детям, так и ко взрослым. Автор даже приводит примеры недопустимо грубых, но типичных родительских высказываний.
Многие методы и правила, описанные в книге, помимо родителей могут оказаться полезными и тем, кто работает с детьми профессионально: в классе, в группе полного дня, в школе-интернате.
И.Д.Аванесян
Творчество и воспитание
СПб.: КАРО, 2004
О методике И.П.Иванова, коммунарском движении и коллективных творческих делах слышал, наверное, каждый учитель. Но чаще всего эти сведения довольно расплывчаты, мифологизированы и, самое главное, никак не связываются с повседневной педагогической работой. И очень жаль: идея замечательная, проверенная на практике, вполне могла бы быть использована и сегодня. Особенно учитывая некоторую растерянность и замешательство педагогов, занимающихся воспитанием, в области ценностей, идей и методического обеспечения.
В книжке приводится опыт «воспитания по Иванову» в нескольких российских школах. Это всегда вызывает доверие – рассказ коллег о том, как в обычной школе воплощается та или иная идея. Автор именно с расчетом на практиков говорит сначала о ключевых идеях, об условиях успеха, о необходимых для учителя педагогических умениях. Подробно и последовательно изложены стадии коллективного творческого дела.
Но самое главное – простое и очень человеческое описание коллективного творческого дела (праздника, игры, виртуального путешествия), проведенных в разных классах: как возникала, развивалась и видоизменялась идея, что делали дети и что с ними происходило при этом. А в конце каждого описания – короткое размышление учителя о происшедшем событии.
После прочтения этих почти дневниковых записей читатель легко перейдет к последней части книжки, где уже довольно подробно описан опыт освоения методики и даны советы, адресованные тем, кто решит использовать эту идею в своей практике.