Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

САМООБРАЗОВАНИЕ


Леонтьева Ольга

Секреты профессионального чтения

Об особенностях работы учителя с методической и психолого-педагогической литературой

Мы учим детей умению читать художественные тексты и тексты учебные, учим пользоваться справочниками и словарями. А есть ли особые компетентности, которые необходимы для того, чтобы среди множества научных статей и книг найти в них то, что педагогу действительно нужно?

«Не учебник» – это что?

Прежде всего попытаемся понять, чем же отличаются от учебников другие тексты, которые могут быть важны для учителя: статьи, методические пособия, новые книги по теории и философии педагогики, программы и пояснения к ним. Казалось бы: и там и там написано об идеях, подходах, принципах... Но между учебником (любым! даже самым лучшим!) и всей остальной профессиональной литературой есть коренное отличие.

Поскольку целью создания учебника является «передача знаний» для последующей проверки «получения этих знаний учащимися», он пишется как своего рода инструкция: прочитал – пересказал. Вся же остальная литература пишется (и читается) не для воспроизведения написанного, а для знакомства с чьим-то опытом или взглядом, его анализа и переосмысления.

Именно с позиций анализа и нужно читать эти тексты.

Конспект чужого урока

В предметных газетах Издательского дома «Первое сентября» часто печатаются конспекты отдельных уроков. Каждому учителю известно: повторить ни один урок нельзя. У каждого педагога свои ученики, свои условия работы, свой стиль и темп ведения уроков. Поэтому неудивительно, что многие рассуждают так: « Урок, конечно, интересный. Но я же не могу такой провести! Во-первых, нет необходимого оборудования; во-вторых, для такой работы нужно не меньше 20 учеников, а у меня классы маленькие… Так что лучше бы и не читал!» Такие утверждения мне доводилось слышать довольно часто от новых читателей газеты «Спорт в школе» как ее главному редактору.

Но стоило поговорить с учителем о том, что воспроизведение описанного урока не было целью данной публикации, как он начинал задумываться, перечитывал текст и приходил к прямо противоположному выводу: «Основная идея понравилась, и похоже, я могу ее использовать. Что, если попробовать...»

Пример

Читаем: «Интегрированный урок, который мы провели в нашей школе, назывался «Двери, которые открыли звери». Тему подсказала нам одноименная статья кандидата медицинских наук М.З.Залесского в журнале «Химия и жизнь» № 10 за 1987 г., в рубрике «Спорт». Сама тема урока настраивала учащихся на творческую работу, на нестандартный взгляд на привычные явления. Урок готовили и провели вместе учителя физической культуры, химии, биологии, физики и ученики 9–11 классов. Длительность урока – 2 часа.

Цели урока:

1. Обобщение и систематизация знаний по темам:

биология – «Опорно-двигательная система»;

физическая культура – «Техника низкого старта и бега на короткие дистанции»;

физика – «Энергия, деформация, мощность, работа и тепловые двигатели»;

химия – «Углеводы».

2. Выявление гуманитарного аспекта в материале естественно-научных дисциплин.

3. Формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, применять научные знания в конкретных жизненных ситуациях.

При подготовке к уроку дети были разбиты на 4 группы научных консультантов: по физической культуре, химии, биологии и физике. Им были розданы задания, итогом выполнения которых стали наглядные пособия в виде плакатов по строению молекул глюкозы и фруктозы, уравнения аэробного и анаэробного гликолиза, выставка «Углеводы», видеоматериал легкоатлетических соревнований, фрагменты из фильмов «Зооолимпиада», «Животные саванны». Для каждого учащегося были разработаны рабочие тетради с планом урока и заданиями по каждому предмету».

Кто-то, привыкший читать «инструктивно», скорее всего не найдет ничего интересного для себя ни в этом тексте, ни в последующем описании хода урока. Если же подойти к материалу с аналитической позиции, то любой учитель увидит в нем нечто важное, значимое и полезное для себя.

Можно, например, связать тему занятия с другими предметами школьного цикла. История: история спорта, научных открытий... Словесность: сама идея возникла из-за того, что статья была хорошая, а как написать такую статью, чтобы задела, заинтересовала, чтобы, прочитав ее, захотелось узнать о тех явлениях, которые в ней описаны?

На уроке были использованы ученики-консультанты. Многие учителя с успехом используют этот прием, но кто-то, познакомившись с описанием этого занятия, впервые задумается о том, что совсем не обязательно, чтобы все дети готовили к уроку один и тот же материал: гораздо интереснее слушать одноклассников, если то, что они рассказывают, другим не известно.

А некоторых учителей может заинтересовать идея использования бионики на уроках физики, химии, математики, физической культуры.

Каждый читает конспект чужого урока, имея неоценимую возможность взять из него то, что нужно именно ему.

Планирование и авторские программы

Планирование, описанное в любом учебнике по методике преподавания, дается как идеальный образец и команда к действию. Но любое планирование, даже рекомендованное Минобрнауки, носит всего лишь рекомендательный характер. В методических изданиях часто печатаются различные программы, чаще всего авторские. Их, как и конспекты чужих уроков, нужно читать аналитическо-критически.

Авторские программы обычно начинаются с обоснования новизны, целей и ожидаемых результатов. Далее дается тематическое или поурочное планирование. Иногда в авторские программы включается описание конкретных уроков.

Однажды один из руководителей районного методического объединения, прочитав опубликованную авторскую программу, сказал: «Я запретил своим учителям пользоваться этой программой! Во-первых, она написана неправильно, а во-вторых, базируется не на той программе, которую мы используем!»

Но дело в том, что авторские программы обычно пишутся после того, как работа проведена и уже есть положительные результаты – именно этим они и интересны в первую очередь. Читая авторскую или рекомендованную кем-то программу, стоит задать себе вопросы:

– Совпадают ли цели автора с теми, которые я ставлю в своей работе?

– Что из описания программы мне интересно?

– С какими утверждениями автора я не могу согласиться?

– В чем состоит новизна данной программы?

– Какие части могут быть использованы в моей работе, какие – нет и почему?

Ответы на эти вопросы могут стать хорошей основой для создания собственной авторской программы или для анализа той методики и программы, которую учитель использует в настоящий момент. Многие педагоги создают свои программы на основе нескольких разных: в одной понравилось определение целей, в другой – основная методика, в третьей – тематическое планирование…

Главное, не воспринимать чужую программу как инструкцию по применению: это материал для сравнения со своей работой и для поиска новых идей.

Философия образования

Сложнее всего читать книги и статьи по философии образования. На первый взгляд кажется: там нет абсолютно ничего, что могло бы пригодиться в работе. Рассуждения, ссылки на незнакомых или малознакомых авторов, снова рассуждения… Одним словом – «вода».

На самом деле именно при чтении этих текстов можно сформулировать самые главные вопросы. И возможно, найти на них ответы.

Эти вопросы чрезвычайно важны для каждого учителя хотя бы потому, что при составлении любой программы, при подготовке к любому уроку или внеклассному мероприятию педагог должен понять, зачем он делает именно то, что делает, почему выбирает эти методы, а не другие. «Цели и задачи»… Кто не мучился над их определением?

Но однажды сформулировав свои вопросы об образовании и дав самому себе ответы на них, педагог получает мощнейшую опору и защиту в своей деятельности: только после этого он может всем проверяющим, коллегам, родителям учеников объяснить свою позицию и отстоять ее при необходимости.

Философские тексты необходимо читать, чтобы найти нужную, понятную для себя и для других формулировку. Мы спрашиваем себя, например:

– Зачем я учу детей?

– Как научить каждого ребенка?

– Что такое знание моего предмета?

И понимаем, что ответы на поставленные так вопросы найти невозможно: учим, чтобы научить; нужны новые методы обучения; знание заложено в учебнике, но оно постоянно изменяется, и значит, учебники должны быть современными… Мы знаем, что эти ответы – лишь призывы, за которыми, по сути, ничего не стоит. Дети воспринимают объяснения учителя по-разному; одинаковых результатов нет и быть не может; те, кто в школьные годы плохо знал предмет, часто потом оказываются талантливыми, одаренными людьми, которые просто знали его по-своему.

…Тексты, статьи, книги о философии образования построены в виде рассуждений об обучении, образовании, воспитании. Авторы делятся с читателями не только итогом своей работы, но и логикой собственного поиска. Именно путь автора, приведший его к определенным умозаключениям, интересен внимательному читателю. Следя за размышлениями другого человека, невольно начинаешь сравнивать его видение школы и системы образования со своим и в чем-то соглашаться, с чем-то спорить.

Читая такие тексты, нужно попытаться сформулировать свои вопросы: новые, которых не было ранее, которые словно спали в тебе. Это трудная работа, но и здесь есть некоторые законы.

Сначала нужно бегло просмотреть статью, чтобы понять, близки ли вам рассуждения автора и стоит ли дальше работать над статьей.

Если логика автора далека от вашей, хорошо бы для себя определить, в чем именно вы с ним расходитесь, какие аргументы могли бы привести, отстаивая свою позицию.

Если поверхностное, первое прочтение показывает, что путь размышлений автора близок вашему, имеет смысл попытаться найти в собственном опыте доказательства идеи, которую вы уловили.

И в том и в другом случае, прежде чем приступать к повторному чтению, стоит подумать над тем, что уже понятно и непонятно. Хорошо, если рядом с вами есть кто-то не читавший статьи, кому можно рассказать о прочитанном, поделиться мыслями. Многие используют и другой прием: записывают собственные размышления. Письменный текст – тот же рассказ…

Повторное чтение статей и текстов, посвященных философии образования, часто открывает для читателя совершенно новые смыслы. Если идеи автора далеки, текст скорее всего вряд ли удастся дочитать до конца. Если близки, чтение превратится в интересную беседу и с автором, и с самим собой.

И те вопросы, которые мучили раньше, начнут изменяться, трансформироваться, превращаться в совсем другие – понятные, простые, на которые есть шанс найти ответы…

Рейтинг@Mail.ru