Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

МАСТЕР-КЛАСС


Никитина Ольга

Когда учителю важнее показать свои приемы и методы

Такая демонстрация особенно интересно проходит у творческих педагогов, которые работают нестандартными (и поэтому трудными для понимания коллегами) методами и хотели бы рассказать о них.

Если вы хотите показать гостям не просто урок, а набор способов работы, прежде всего объясните это детям: они – ваши помощники и имеют полное право знать, что будет происходить. Приемы, которые будут демонстрироваться, должны быть хорошо знакомы ученикам.

После того как общий ход работы обсужден с ребятами, стоит записать план работы: названия приемов, которые будут показываться, краткое пояснение общего подхода к преподаванию своего предмета. Текст должен быть коротким, не больше одной страницы, чтобы его можно было легко размножить и прочитать до начала занятия.

Вы очень поможете своим гостям, если в этот текст включите вопросы, структурирующие предстоящий анализ учебного занятия. Например, можно составить таблицу с названиями демонстрируемых вами приемов и с названиями учебных разделов, при изучении которых их стоит применять. Можно спросить коллег, как эти приемы можно было бы усовершенствовать и т.д. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы помочь гостям обратить внимание на значимые для вас моменты.

Гостей нужно пригласить в класс за 15–20 минут до начала занятия. Этого времени хватит, чтобы пояснить то, что будете делать, раздать приготовленные заранее тексты и прочитать их. Между этой работой и открытым учебным занятием должен быть запланирован небольшой перерыв – перемена.

Не стоит делать вид, что вы проводите обычный урок: проводить проверку отсутствующих, спрашивать о заданном домашнем задании и др. Гораздо лучше во время оргмомента еще раз озвучить для учеников и гостей то, что будет происходить: честность любят не только дети, но и учителя.

Начиная демонстрацию каждого приема или метода, его нужно назвать, тем самым помогая гостям сориентироваться в вопросах, которые вы им дали заранее.

Если вы используете парные или групповые способы работы, можно предложить гостям стать ее активными участниками. Не все учителя на это согласятся, но, возможно, кто-то примет ваше предложение. Именно эти люди будут самыми активными слушателями, а потом – аналитиками.

На открытом занятии детей нельзя ругать, что бы ни случилось: резкие замечания, крик, угрозы со стороны педагога всегда воспринимаются гостями как его непрофессионализм. Даже если работа пошла не так, как вы ожидали, ее можно прервать, обсудить с ребятами возможные причины произошедшего и договориться о том, как их устранить. После этого демонстрацию приема можно начать снова.

Если методы и приемы требуют альтернативного способа оценивания, стоит показать, как оно происходит. Демонстрация оценивания как отдельного педагогического приема заранее снимет ряд вопросов гостей.

Завершив свой мастер-класс, постарайтесь обсудить с гостями его итоги. Перед началом обсуждения стоит еще раз напомнить о тех материалах, которые были розданы до занятия, – обычно к этому времени гости о них успевают забыть. Если вам удалось хорошо сформулировать исходные вопросы, то именно различные ответы на них и станут темами дискуссии после урока.

Рейтинг@Mail.ru