Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

МАСТЕР-КЛАСС


Ловягин Сергей

Открытый урок от А до Я

Советы начинающим, которые могут пригодиться и опытным преподавателям…

Третья четверть время тяжелое не только для ученика, но и для учителя. Аттестации, открытые уроки – сколько нервотрепки, страхов, сомнений, разочарований. Особенно нелегко молодым педагогам. Один из них написал письмо в редакцию: «На подобных мероприятиях коллеги обычно показывают заранее отрепетированные сценки: каждый ученик выучил определенный материал, рассказал, когда его вызвали, получил хорошую отметку... Все проходит «без сучка без задоринки», но становится скучно, а иногда даже неприятно. Если я буду проводить обычное занятие, то могу показать себя в невыгодном свете, а не хочется». Действительно, методики проведения открытых уроков нет. Но есть бесценный опыт, накопленный педагогами, на чьи уроки приходят не только строгие проверяющие, но и добровольцы – заинтересованные коллеги, которым важно увидеть, понять, как работать более эффективно. Сегодня мы предлагаем познакомиться с опытом одного из таких учителей, участника всевозможных конкурсов, автора множества открытых уроков и мастер-классов.

Урок, который вы проводите перед коллегами, должен иметь строгую, ясную для зрителей логику.

Урок должен быть динамичным, в нем постоянно одна деятельность учеников должна сменять другую.

Урок должен быть четко оформлен, структурирован, в нем должна чувствоваться железная воля педагога; никакой аморфности!

Урок должен быть нагляден (понятен) – присутствующие на уроке гости (педагоги, чиновники, родители) должны без напряжения понимать, какие задания и действия выполняют ученики на каждом этапе. Естественно, сами ученики должны каждое мгновение четко понимать свою задачу. А для этого все задания учитель обязан формулировать кратко и четко.

Можно сравнить урок с музыкальным (симфоническим) произведением: в его композиции есть вступление (задает тему, мотивацию); развитие основной темы (включающее многоголосье – не дай бог учителю солировать весь урок! – взаимодействие голосов – коммуникацию; кульминацию – решение проблемы общими усилиями); завершение (последний аккорд – подведение итога урока).

Для открытого урока лучше выбирать такую тему, которая была бы значима в общекультурном отношении, достаточно широка, чтобы заинтересовать людей, не слишком сведущих в вашем предмете, и в то же время достаточно глубока и серьезна, чтобы урок не произвел легковесного впечатления.

Украшает открытый урок интегративность содержания – опора на знания, полученные ребятами в других предметах. Однако нужно быть осторожными, поскольку не всегда ваш класс силен в других науках! Можно вести урок (диалог с учениками), опираясь на их социальный опыт и не рассчитывая на глубокие знания.

С самого начала урока нужно удивить, заинтересовать, восхитить детей, то есть мотивировать их предстоящую работу.

Хорошо, если цели и задачи урока ясны ребятам с самого начала и в конце они сами могут к ним вернуться и подвести итог: что удалось сделать и понять в процессе урока (содержательный уровень); а еще лучше – какие методы работы удалось освоить (рефлексивный уровень).

Развитие мышления не происходит само собой на уроке – нужно провоцировать интеллектуальную деятельность учеников, то есть создавать такие ситуации, в которых она становится необходимой. Значит, в материале должна быть обнаружена проблема (противоречие), требующая своего разрешения на уроке.

На занятии детей должно быть видно: они должны высказываться, дискутировать, докладывать, активно делать что-либо (например, физические или химические опыты).

Именно здесь секрет успеха урока, мастер-класса – самостоятельная работа детей и ее результативность, отсутствие примитивности (очевидна сложность проблемы); в этой самостоятельной работе центр тяжести должен лежать на аналитической деятельности.

Организовать самостоятельную работу легче, если вы раздадите ученикам четко структурированные рабочие листы с ясными, краткими заданиями.

Хороший урок трудно представить без групповой работы и без последующего взаимодействия групп. В настоящей групповой работе у каждой команды своя задача, а коммуникация между ними возникает от необходимости решить общую проблему. Как только участники получают разные роли, диалог между ними становится неизбежен.

На современном уроке ребята должны овладевать в первую очередь деятельностью, а не знаниями; должны научиться использовать знания в своей деятельности (функциональная грамотность). Кроме того, только в деятельности возможно полноценное усвоение содержания!

В одном уроке (как в капле) должна найти отражение профессиональная деятельность (методология работы) ученого (физика, историка, литературоведа); ее с необходимостью должны использовать дети при решении задачи, поставленной учителем или в результате совместного обсуждения.

Очень важен контакт с детьми: готовность слышать их высказывания и отвечать на них; позитив, юмор, оптимистический настрой урока. Готовность импровизировать.

Владение информационными технологиями (презентация, поиск информации в интернете) сегодня является важным критерием оценки профессионального мастерства педагога. Однако использование компьютера на уроке должно быть оправданно (он должен делать то, что без него было бы невозможно другими средствами!).

В мастер-классе большую роль играет «выпячивание» приемов и средств работы учителя (предметное содержание отходит на второй план, становясь фоном, на котором разыгрывается основное – демонстрируется педагогическая технология учителя).

Вместе с тем выбранная учителем педагогическая технология (формы, методы, средства, приемы) должна быть адекватна содержанию урока, а не «притянута за уши». Вспомним пресловутое единство формы и содержания.

Нужно продемонстрировать в первую очередь те педагогические приемы, которые позволяют сделать простым (понять, освоить) сложный материал: игровые формы; физика (химия, математика) «на пальцах»; мыслительные средства (метафора, образ)...

Необходимо заранее продумать расстановку парт и оборудования. Ни в какой момент учитель не должен оказаться спиной к зрителям.

Вроде все продумано, все советы даны. Однако приведенных рекомендаций явно недостаточно: для того чтобы ваш открытый урок действительно заинтересовал коллег, нужно еще кое-что…

Чтобы теоретические советы Сергея Ловягина наполнились практическим содержанием, посмотрите, пожалуйста, описание его открытого урока по физике, который признан лучшим уроком года: http://fiz.1september.ru/2006/06/06.htm/

Рейтинг@Mail.ru