Вторая тетрадь
Школьное дело
«Не верю, когда говорят – дети плохие»
Может быть, с этих учительских слов и начинается культура школьного воспитания
Февраль. В школах – кипучая подготовка к показательным мероприятиям: семинарам и конференциям, конкурсам и творческим отчетам, идущим под грифом особой важности: окружные, городские, областные, всероссийские.
И что бы внутри школы ни происходило, показать, представить мы должны нечто идеальное, в повседневности, может быть, и не существующее, но всем желанное.
Дружную работу коллектива, например, радостное детско-взрослое сотворчество...
А поскольку по обе стороны открытых мероприятий располагаются люди одного – педагогического – круга, негласное правило: «То, что есть на самом деле,
мы и так знаем, вы нам правдоподобный образ создайте» – срабатывает безотказно.
Но не далеко ли мы зашли в создании иллюзий?
«Все, что проводится, – пишет учительница из Оренбурга, – коллективные дела, именины сердца, я – гражданин и так далее, – для фотографии, презентации, буклета. А дети живут другой жизнью, о которой взрослые не хотят знать…» А если хотят? О проблемах школьного воспитания мы поговорили с педагогами из разных регионов страны…
Фантики от конфет
Мучают, мешают бумаги. Редко кто говорит всерьез: «Диагностика в работе классного руководителя – тема, на которую мы ориентируемся». На практике это называется «приводить в порядок простыни»: отмечать в таблице из ста пунктов уровень «интеллектуальной просвещенности» ученика, «конкурентоспособности» и так далее. Высчитать параметр «толерантность», например, можно, сложив показатели отношения ребенка к животным, к старшим, к учителям, к лесу, к родителям и к своему организму – новая технология, индивидуальный подход! Все заняты, у всех дел полно.
Потом – коллективная читка «пьесы» вслух, с соответствующей воспитательной интонацией.
Учителя приобретают навыки заполнения бумаг не потому, что видят в них пользу, чаще, наоборот, глупость, узость, а потому, что этого требуют. Но знают ли требующие, что регулярная работа над отчетами, рутина приводят к постепенной утрате способности реагировать на происходящее иначе, не через бумагу? К деградации педагога?
Разделить, поделить и вывести
Вот проблема: учиться дети не хотят. Не все, конечно. Но многие «мешают». Их надо отделить. Рассадить. Или направить «куда надо». «Особенно тяжело с 8–9-классниками, – рассказывает учительница из Татарстана, – никак не заставишь заниматься, а ведь мы в этом возрасте их профилируем. Но стоит тех, кто хочет учиться, посадить в отдельный класс, как и там появляются нежелающие и мешающие. «Слабые» тоже только первое время сидят растерянные, быстро появляются новые лидеры и аутсайдеры, и так делить можно до бесконечности».
Очевидно, что принимать в расчет закон саморазвития коллектива, по которому в любой группе выделяются 10–15% «лучших» – не больше и не меньше, – некогда. Как и вникать в то, что в осознаваемой разности людей прячется множество возможностей для взаимного развития. Ведь нужны только результаты!
Долгий путь – сплотить, сдружить разных детей, которые оказались в одном классе. Выпустившая в этом году отличный класс учительница рассказывает: «А сначала был ужас. Пошли в первый поход: у кого чаек в бутылке, а у кого пакет дорогого сока. «Мы не будем бомжей кормить, а вы садитесь с нами», – раздалось со стороны “богатеньких”».
Как все-таки мы решаем воспитательные проблемы? Путем сложения, приумножения и обогащения? Или делением и изыманием?
Один дома – раз…
Энергетически выгодно – не вникать. Удерживаться на плоскости, очерченной бумагами. О том, как живет ребенок, лучше вообще не знать. «Только в декабре, перед выставлением отметок за полугодие, выяснилось, что мальчик живет один, родители уехали на заработки. Он тихий, незаметный, и если бы не двойки, кто б подумал!» – удивляется учительница.
Между тем брошенные родителями на соседей и родственников дети школьного возраста, как показывают беседы с учителями, – широко распространенное явление в Центральном регионе. Нехватка рабочих мест в малых городах и поселках, стремление людей «пожить по-человечески» подталкивают родителей к такому рискованному, отчаянному решению.
Но в детстве нет «пока» и «это временно». Были далеко, привезли дорогие подарки, а находиться вместе как-то неловко, да и ни к чему, ведь опять уезжать: «Ты у нас взрослый, самостоятельный». Заметив негативные последствия своего отсутствия, родители действуют казенно: наказать, подавить, нейтрализовать.
Куда скорее, чем воспитывать. А школьной педагогике при таком раскладе и вовсе в доверии отказано: «Мой ребенок боится вас!»
Им ничего не нужно?
Спрашивают: как вернуть ребенка в школу? Да как же вернуть в школу того, кто ей нужен только для отчета? И все это искренне: «У нас нет никаких рычагов воздействия: ни школьная, ни районная комиссии не могут воздействовать на ребенка, который уже три года не посещает школу, а родителям все равно. Кто нам поможет? Нет такой структуры».
В самом деле, преодолеть ранний опыт никомуненужности очень трудно, а перспективы, в которой бы привычку отделять себя от семьи, школы, страны, культуры и красоты мира можно было бы бросить, не видно.
«Общекультурный уровень ребят стремительно падает, – говорит директор школы из Орловской области, – они ни к чему не стремятся, им ничего не надо, а все потому, что давно поняли: у кого есть деньги, тот и не учась в институт поступит, а у кого нет, тот, как ни учись, никуда не пробьется. От них ничего не зависит. Отсюда и пренебрежение к “разумному, доброму, вечному”».
Другие педагоги говорят еще конкретнее: школу дети не ценят, не берегут. Сломать бачок унитаза, запачкать свежевыкрашенные стены, вывернуть с корнем цветок из горшка – это лицеистам престижного учебного заведения ничего не стоит.
И опять совершенно искреннее: «Может, теперь управляющий совет нам поможет?»
Верните школу ребенку
Так бывает: «Дети, нужна ваша помощь!» Произнесенный от сердца, этот призыв вызывает отклик: придумали, принесли, распределились, сделали, подключили, показали. Здорово, не то что готовые ответы на готовые вопросы воспроизводить. Но риск. Но уровень… Но «что станет говорить княгиня Марья Алексевна»?
И часто, очень часто приходилось слышать от учителей: «Не верю, когда говорят – дети плохие, а вот условия воспитания в школе показушные, никуда не годятся».