Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Труд учителя – больше не творческая профессия?

Время так развернулось: в педагогике, как и в культуре, главенствуют добавления «масс», «поп», а слово «шоу» с некоторых пор перестало звучать в школьном лексиконе саркастически-иронично. За шоу дают деньги.

Большинство педагогов старой закалки воспринимают этот процесс крайне болезненно, говорят о «стилистических расхождениях» с политикой образования, об «уничтожении традиций отечественной педагогики», а то и вовсе покидают школу.

Проще всего обвинить «неперестроившихся», но вот преподаватель социологии Иркутского университета пишет:

«Мне пришлось прочитать несколько Программ развития образовательных учреждений. И есть там раздел с совершенно фабричным названием «Модель выпускника». В нем перечисляются знания, умения, навыки, личностные качества – так называемые компетенции, которые должны быть «на выходе» из школы у того, кто не сбежал из нее через окошко или черный ход. Учителю отводится роль мастера кройки и шитья, человека, вооруженного ножницами, сантиметром и мелом, шьющего на заказ. Не означает ли это, что труд учителя более не относится к творческим профессиям, развивающим и распространяющим культуру, а сам учитель – к интеллигенции?»

Прочитав письмо, написанное сторонним школе человеком, мы решили и ответ поискать на стороне.

Последний, январский, опрос Фонда «Общественное мнение» как раз о российской интеллигенции – http://bd.fom.ru/report/cat/socium/soc_gr/inteligentsia/d080421.

Примерно 1% опрошенных слышат такое слово впервые, а 23% затрудняются дать определение интеллигентности (в условиях открытого вопроса). 42% думают, что влияние интеллигенции по сравнению с советскими временами уменьшилось.

А вот как выглядит составленный респондентами список представителей современной интеллигенции: Владимир Путин лидирует с большим отрывом, 26%; далее – Дмитрий Медведев, Никита Михалков, Сергей Иванов, Андрей Сахаров и Александр Солженицын. Дмитрий Лихачев тоже фигурирует, 2%.

При таком результате очевидно, что значение слова «интеллигенция» в общественном сознании основательно размыто, от него остался только след, флюид положительности, и что делать, если сегодня положительность больше всего коррелирует с популярностью? Что пропагандируют, то и хорошо; кто чаще мелькает перед глазами, тот и лучший... Вот, собственно, и вся информация по истории происхождения понятия «лучший», затмившего в современной педагогике иные смыслы и качества.

Но заметим: людям, которые становятся учителями и воспитателями по внутреннему складу, а не по расчету (да и какой тут расчет!), черты интеллигента соприродны: порядочность, образованность, отзывчивость, внимательность, душевная щедрость – все то, что позволяет оставаться человеком в любой ситуации и передавать представление о человечности дальше.

Их спасает то, что книжные, культурные принципы-образы для них порой важнее «правды жизни», пресекающей традицию.

Рейтинг@Mail.ru