В новом году свою работу Госдума начала с внесения изменений
в образовательное законодательство.
Законопроект, предложенный правительством и принятый в первом чтении, устанавливает основания запрета на профессию педагога. Ко второму чтению депутаты намерены детализировать запрет и составить конкретный перечень преступлений, не дающих права заниматься педагогической деятельностью.
Законопроект был внесен в Госдуму Правительством России еще в октябре 2007 года. Предлагаемые поправки вводят перечень обстоятельств, при которых запрещается заниматься педагогической деятельностью:
– приговор суда о лишении права преподавать;
– наличие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
– недееспособность, признанная в установленном законом порядке;
– а также наличие заболеваний, предусмотренных перечнем Минздравсоцразвития РФ.
Вопрос об утверждении перечня заболеваний имеет долгую историю. Проект федерального закона «О перечне оснований, наличие которых препятствует занятию педагогической деятельностью в образовательных учреждениях» Госдума приняла в первом чтении 13 ноября 1998 года.
Тогда депутаты предложили внести всего два пункта в педагогический «черный список»: заболевания и судимость.
Но список болезней оказался слишком общим, а перечень статей УК – чрезмерно широким. При принятии закона у чиновников возникла бы возможность уволить с работы любого неугодного учителя. К примеру, участие в забастовке вполне могло быть подведено под статью «Массовые беспорядки».
Законопроект дорабатывали четыре года, однако в 2002-м Дума также отклонила его.
Проблему решили иначе: в статьи 331 и 332 Трудового кодекса внесли поправки, предусматривающие запрет на педагогическую деятельность для лиц, имевших судимость за определенные преступления, а также «по медицинским показаниям». А в Закон «Об образовании» – поправку, по которой учителями не могли быть лица с непогашенной судимостью за тяжкие или особо тяжкие преступления. Во всех остальных случаях запрет налагает суд в качестве дополнительной меры наказания.
Нынешний законопроект добавил еще два пункта: недееспособность педагога и наличие у него заболеваний, перечень которых устанавливается правительством.
Отметим, что к 2006 году и в Трудовом кодексе, и в Законе «Об образовании» уже имелась норма о перечне медицинских противопоказаний, который разрабатывает Минздравсоцразвития. Однако
самого перечня так никто и не увидел.
Как раз вокруг него и разгорелись жаркие споры на первой сессии обновленного состава Госдумы. У депутатов вызвала сомнение как необходимость самого этого перечня, так и целесообразность отдавать право Минздравсоцразвития утверждать и изменять его.
Заместитель министра образования и науки РФ Юрий Сентюрин убеждал думцев, что подобный перечень уже существует. Однако ни одной недопустимой болезни статс-секретарь не назвал, заявив, впрочем, что перечень «конечно же, может быть получен через депутатский запрос» в Минздравсоцразвития. А на вопрос Николая Коломийца из КПРФ: «Сколько осужденных работают в школах и ПТУ?»– Сентюрин сказал, что такая «статистика не ведется».
Юрий Сентюрин уточнил, что законопроект прошел все необходимые согласования в министерствах и ведомствах. Для его реализации не потребуется выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Однако аргументы чиновников депутатов не слишком убедили.
– Потом придется отменять ограничения, – сказал заместитель председателя Госдумы Владимир Жириновский. – У нас что, очень много людей, которые хотят заниматься этой деятельностью, что появилась необходимость их фильтровать?
– Сейчас законопроект предусматривает запрет на занятия педагогической деятельностью только для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, судимость по которым не погашена, – в свою очередь заявил Олег Смолин, заместитель председателя Комитета по образованию. – В то же время к числу тяжких преступлений может быть отнесен факт покупки директором школы нелицензионного оборудования. Тут предстоит еще очень детально разобраться.
Смолин призвал депутатов одобрить законопроект в первом чтении лишь в том случае, если правительство ко второму чтению откажется передавать министерству право формировать перечень заболеваний. Также коммунисты намерены добиваться более точной детализации норм законопроекта и перечня преступлений, не дающих права в дальнейшем заниматься педагогической деятельностью.