Первая тетрадь
Политика образования
КРУГ ВОПРОСОВ
Образовательное неравенство углубляется...
К такому выводу пришли участники общественных слушаний в Госдуме
На днях в Госдуме состоялись общественные слушания на тему «Куда ведет российская образовательная политика: к обществу равных возможностей или социальному апартеиду?».
Как выяснилось, для всех участников обсуждения ответ на этот вопрос был предрешен, и отнюдь не в пользу российской образовательной политики.
Открывая дискуссию, инициатор этого мероприятия заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, руководитель общественного движения «Образование для всех» Олег Смолин сразу же расставил все точки над «i».
В самом начале своего выступления он заявил о том, что «российское образование перестало выполнять роль социального лифта», поскольку вся государственная политика в этой сфере направлена на углубление неравенства.
Олег Смолин перечислил несколько признаков российского социального апартеида. Это закрытие сельских школ (3000 за последние годы), сокращение бюджетных мест в вузах – на 25% за последние три года, принятие закона о введении двухуровневого образования, который, по его мнению, «приведет к принудительной бакалавризации всей страны», когда студенты будут учиться на год меньше, а за продолжение обучения им придется платить.
Неравенство, как считает депутат, проявляется и в разделении образовательных учреждений на бюджетные и автономные, когда они вынуждены выбирать между бюджетными гарантиями и экономической свободой, поскольку лишены возможности пользоваться разумным сочетанием этих благ.
Но главную опасность Олег Смолин усматривает в постепенном сокращении финансирования сферы образования по сравнению с другими отраслями. По его словам, в ближайшие три года расходы федерального бюджета на самую интеллектуальную отрасль увеличатся менее чем на 21%, в то время как ассигнования на армию – на 38%, а на другие силовые структуры – почти на 45%.
Похоже, российская власть продолжает движение к полицейскому государству и опасается собственного народа больше, чем внешней угрозы, резюмировал депутат и общественный деятель.
Все это неизбежно сказывается на качестве образования. Так, согласно данным известного международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2006, Россия оказалась в третьей (самой слабой) группе, показав результаты ниже средних по странам ОЭСР.
Первое место в этом своеобразном рейтинге заняла маленькая Финляндия с пятимиллионным населением.
Ведущий научный сотрудник кафедры экономики МГУ Андрей Колганов объясняет секрет успеха этой страны тем, что здесь в отличие от России были созданы все условия для «беспрепятственного получения качественного образования всеми группами населения, независимо от их социального статуса и уровня доходов».
По мнению писателя и президента общественного Всероссийского фонда «Образование» Сергея Комкова, разгадка «финского чуда» чрезвычайно проста: Финляндия, по его словам, тратит на образование 16,4% ВВП, в то время как Россия – менее 4,5%.
«Из-за неравенства в сфере образования наша страна лишается своих талантов, и тем самым создается почва для социальных конфликтов», – убежден вице-президент РАО Владимир Борисенков.
По общему мнению, приоритетный национальный проект «Образование» еще больше усугубляет ситуацию, являясь, по сути, «приманкой в избирательных целях».
В заключение член-корреспондент РАО Александр Абрамов призвал всех собравшихся принять участие в составлении «черной книги», в которой будут собраны все негативные факты образовательной политики в России за последние 15 лет.