Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2008
Первая тетрадь
Политика образования

НАЦПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ"


Дашковская Ольга

Конкурс регионов–2007: кто попал в десятку?

Самыми успешными оказались те, кто сумел противостоять давлению центра, требовавшего максимального внедрения всех направлений КПМО

Поддержка регионов – новое направление нацпроекта «Образование», введенное с 2007 года. 24 января были подведены итоги реализации КПМО в 2007 году и поставлены оценки участникам первого конкурса. Достижениям и провалам КПМО в прошлом году была посвящена специальная пресс-конференция в Министерстве образования и науки.

«Отстающие» и «отличники»

Согласно схеме экспертной оценки, за выполнение обязательств по пяти направлениям (внедрение НСОТ, нормативно-подушевого финансирования и т.д.) региону требовалось набрать не менее 700 баллов.

10 регионов получили свыше 700 баллов. Это Чувашская Республика, Республика Мордовия, Псковская, Тамбовская, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Тверская области, Краснодарский край. Их финансирование из федерального бюджета в 2008 году продолжится в полном объеме.

Остальные одиннадцать набрали меньше 700 баллов и попали в таблицу неуспевающих. В «черном списке» оказались Республика Северная Осетия – Алания, республики Бурятия и Саха (Якутия), Московская, Свердловская, Самарская, Новосибирская, Ивановская, Новгородская, Белгородская области, Красноярский край.

Их финансирование будет урезано на 20% и продолжится еще шесть месяцев. Затем конкурсная комиссия решит: продолжать ли поддержку «отстающих» или перераспределить средства в пользу других участников.

Кроме того, в течение ближайшего полугодия предстоит уточнить список субъектов РФ, не выполнивших ключевое обязательство проекта: внедрение НСОТ. С этой целью создана рабочая комиссия, в состав которой вошли министр образования и науки Андрей Фурсенко, глава Рособразования Николай Булаев и председатель профсоюза Галина Меркулова.

Формирование НСОТ

– В каждом регионе внедряется своя модель оплаты труда, – неоднократно подчеркивал Андрей Фурсенко. – Мы не пытались загнать всех в какие-то единые рамки.

Однако многие взяли за основу именно предложенную министерством модельную методику формирования НСОТ. В методике заложены общие принципы: учет всех видов деятельности педагога, в том числе и внеклассной, в базовой части оплаты труда; учет интенсивности учительской работы в зависимости от численности учащихся; коэффициент сложности и приоритетности учебных предметов.

Последний критерий в некоторых регионах использовался, как правило, для выплаты надбавок преподавателям тех дисциплин, которые сдаются в рамках ЕГЭ. Но, например, в Краснодарском крае доплаты (в размере двух тысяч рублей) решили выделить учителям физкультуры, а также социальным педагогам, психологам, школьным воспитателям.

В Самарской области в базовую часть зарплаты учителя не включаются подготовка к урокам, проверка тетрадей, консультации и дополнительные занятия с учащимися, работа с родителями – словом, все то, что составляет суть внеклассной работы педагога.

Более того, к распределению стимулирующей части оплаты труда не привлекаются управляющие советы, что нарушает принцип общественно-государственного управления.

В Московской области при расчете базовой части заработной платы также не учитываются некоторые виды внеклассной деятельности учителя и, кроме того, не принимаются в расчет такие показатели, как сложность и приоритетность предметов и интенсивность работы. По мнению специалистов, игнорирование последнего принципа противоречит идее нормативно-подушевого финансирования и не способствует реструктуризации школьной сети.

Таким образом, Самарская область использовала лишь 2 принципа реализации НСОТ из 14, указанных в министерских рекомендациях, Московская область – 5, Новгородская область и Краснодарский край – 10, Калининградская область – 12.

Слишком много обязательств

Но при подведении итогов регионы «штрафовались» вовсе не за отступления от общих правил.

– Те регионы, которые взяли на себя скромные обязательства и выполнили их в течение года, оказались в более выигрышном положении по сравнению с теми, кто взвалил на свои плечи стахановские нормы и, не справившись с частью поставленных задач, получил низкий рейтинг, – пояснила член конкурсной комиссии по отбору субъектов РФ, заместитель директора Института развития образования ГУ–ВШЭ Ирина Абанкина.

Например, Ивановская и Тверская области, попавшие в десятку «отличников», обязались реализовать НСОТ… только на бумаге, то есть принять на региональном уровне нормативный акт о введении НСОТ. Воплощение в жизнь этого документа запланировано значительно позже.

Примечательно, что федеральные эксперты не учитывали, вынося оценку, практический эффект НСОТ, то есть реальное повышение учительской зарплаты.

Уровень среднемесячной заработной платы учителя из «отстающей» Московской области был 10,5 тыс. рублей на момент вступления в проект и 15 тыс. рублей по данным текущего месяца. Для сравнения: в Краснодарском крае эти показатели составляют соответственно 5,2 тыс. рублей и 9,47 тыс. рублей, в Калининградской области – 6,88 тыс. рублей и 12,5 тыс. рублей. Оба региона набрали высокий рейтинг.

Впрочем, для федеральной экспертизы не имеет значения не только повышение заработка, но и некоторые весьма опасные последствия реформирования оплаты труда.

Реструктуризация с протестом

Выступая на недавней пресс-конференции, посвященной итогам реализации КПМО в 2007 году, министр образования и науки Краснодарского края Михаил Астапов и его коллега из Калининградской области Наталья Шерри с удовлетворением рассказали о том, что благодаря введению НСОТ «учителям платить стали не за стаж, а за результат». Причем по уровню оплаты наблюдается глубокая дифференциация – от 10 тыс. до 40 тыс. рублей.

– Противостояния в педагогических коллективах нет, – заверила Наталья Шерри. – Протестовать будут не более 15–20% педагогов, да и то в скрытой форме.

Важным достижением КПМО руководители образования двух успешных регионов считают внедрение нормативно-подушевого финансирования, когда деньги реально следуют за учеником и благодаря этому создается конкурентная среда. А конкуренция, как известно, приводит к процветанию одних и банкротству других.

Что касается школ, то речь идет не о разорении, а о закрытии.

По свидетельству Натальи Шерри, за 2007 год в Калининградской области было закрыто 20 сельских малокомплектных школ и 23 стали филиалами базовых.

Такое «начинание» было встречено сопротивлением со стороны общественности и депутатов местных законодательных собраний.

Но, как считает министр образования Калининградской области, для реструктуризации школьной сети еще есть ресурсы.

– Нам нужно 100 крупных школ, а их сейчас вдвое больше, – заявила Наталья Шерри.

Введение НСОТ происходит повсеместно

Завершая пресс-конференцию, Андрей Фурсенко подчеркнул, что «новая система оплаты труда – не самоцель, а инструмент, с одной стороны, улучшающий качество образования, с другой – повышающий качество жизни учителей».

– Мы будем оказывать методическую помощь всем, кто готов перейти на НСОТ, – заверил министр.

Согласно последним данным, НСОТ апробируется во всех субъектах РФ, за исключением десяти, независимо от участия в комплексном проекте модернизации образования.

Так, в Республике Карелии намеревались реформировать систему оплаты труда даже в том случае, если бы регион не одержал победу во втором конкурсе.

– В прошлом году мы начали подготовительные мероприятия по введению НСОТ, поскольку считаем это направление ключевым – без него все остальные будут неэффективными и ничего не значащими, – рассказал министр образования Республики Карелии Александр Селянин. – Апробация этой системы проходит в нескольких муниципалитетах: в двух – с января 2007 года, в третьем, самом крупном – городе Петрозаводске, – она начнется с сентября.

По словам Александра Селянина, уже принят республиканский закон, предусматривающий повышающие коэффициенты для тех учреждений, в которых вводится НСОТ.

Принципиальной особенностью «карельской модели» НСОТ является включение всех видов деятельности учителя в базовую часть заработной платы, что, по убеждению А.Селянина, стимулирует педагогов к выполнению их должностных обязанностей.

Одним из основных параметров качества станет общественная оценка деятельности учителя. На сегодняшний день школьные и управляющие советы созданы не во всех школах республики, но интересные наработки в этой сфере имеются. Опыт действующих органов школьного самоуправления в министерстве образования республики намерены обобщить и регламентировать на региональном уровне, для того чтобы помочь школам в создании таких структур.

Из республиканского бюджета на реализацию КПМО в 2008 году планируется выделить порядка 140 млн рублей, субсидии из федерального бюджета ожидаются примерно в таком же объеме.

Региональные расходы на образование растут

Эти цифры можно расценивать как весьма скромные на фоне других субъектов РФ.

Так, в Краснодарском крае из федерального бюджета на реализацию КПМО в 2007 году было выделено 405,5 млн рублей, из краевого – 2,8 млрд рублей.

Благодаря дополнительным ассигнованиям удалось переоснастить все школьные медицинские кабинеты и выплатить педагогам компенсации на питание.

Большое внимание в крае уделяется и организации горячего питания, которым на сегодняшний день охвачены 95% учащихся.

Причем посильный финансовый вклад в реализацию КПМО вносят муниципальные бюджеты и представители крупного бизнеса, по инициативе которых в крае действует проект, в рамках которого все учащиеся региона с 1-го по 6 класс в течение ближайших 4–5 лет будут обеспечены персональными ноутбуками.

Увеличение ассигнований на сферу образования можно считать одним из важных и, пожалуй, самым бесспорным эффектом КПМО.

В прошлом году из федерального бюджета на реализацию КПМО было выделено более 4 млрд рублей, из региональных – 7,7 млрд рублей.

Львиная доля федеральных средств была израсходована на оснащение базовых школ современным оборудованием, на ремонт и приобретение школьных автобусов.

Отличительной особенностью нынешнего года станет увеличение расходов на повышение квалификации педагогов, руководителей школ, других работников образования.

На эти цели из федерального бюджета планируется выделить дополнительно 650 млн рублей. Помимо этого общая сумма расходов на реализацию КПМО в 31 субъекте РФ в 2008 году составит 5,25 млрд рублей.

P.S. 24 января эксперты назвали десять субъектов РФ, которые стали победителями второго конкурса комплексных проектов модернизации образования (КПМО). Победители второго конкурса регионов – Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия, Республика Алтай, Алтайский край, Пермский край, Амурская область, Калужская область, Томская область, Саратовская область, Еврейская автономная область.

Рейтинг@Mail.ru