Третья тетрадь
Детный мир
ПАРАДОКСЫ ВОСПИТАНИЯ
Взять испуг на карандаш
Психологи Татьяна Арефьева и Наталья Галкина разработали специальные тренинги, помогающие справиться с фобиями. Их могут проводить с ребенком не только школьные психологи или учителя в группе продленного дня, но и родители дома
Для детей 6–12 лет подходят «рисуночные» методики. Они помогают и более старшим детям, но работе с ними мешает препятствие: подростки стесняются, что не умеют хорошо рисовать. Однако если их убедить, что красивого детального рисунка вовсе не требуется и можно обойтись простой схемой, подростки с удовольствием берутся за дело.
Рисуночные методик и применяются в том случае, когда ребенок боится какого-то реального или воображаемого существа или предмета. Нужно предложить ему нарисовать то, что его пугает. Например, самый типичный страх, вызванный обычно забытым испугом в раннем возрасте, – страх перед собаками. Дорога в школу превращается для ребенка в мучение, потому что он ждет, что собака, хоть и вдалеке, но обязательно ему встретится.
Итак, работа начинается. Ребенок как умеет рисует собаку. Непременно похвалите то, что получилось. Затем помогите ему смоделировать на бумаге выход из ситуации страха: для начала пририсуйте собаке намордник, потом поводок и хозяина. На другом листке пусть ребенок опять нарисует собаку, но совсем маленькую, а рядом себя самого – большого. Битва с изображением собаки возобновляется несколько раз в течение недели или двух. Ребенок «прицепляет» собаке ленточку с бантиком, «дает» ей в зубы палку, «кормит» ее конфетой, разрисовывает ее цветочками, превращает в смешного щенка. Опыт практических психологов вполне убедителен: методика настолько эффективна, что навязчивый страх перед собаками через некоторое время сменяется разумным опасением, как и должно быть.
Точно так же нужно поступать и с другими подобными объектами страха, будь то дикие звери, пауки, динозавры, вампиры, колдуны, «красная рука» или «черный гроб». Ребенок рисует между собой и изображением страха непреодолимую преграду, «сажает» зверя в клетку (за-
штриховывает частыми линиями), закрашивает, перечеркивает, а потом разрывает, комкает и выбрасывает рисунок.
Взрослому участнику тренинга потребуется включить собственную фантазию. А каждая конкретная ситуация подскажет еще какие-то варианты работы с рисунком. Важно только, чтобы ребенок не закрашивал, не перечеркивал или еще как-то не устранял на рисунке себя самого. И не «побеждал» зло злом: не уничтожал, например, вампира пожаром, динозавра – землетрясением и так далее.
Методика под названием «Математический и филологический огород» направлена на преодоление страха отвечать у доски. Ученики нередко признаются: «Вызвали к доске – как язык проглотил. Ничего не сказал, хотя все знал. Могу написать, могу с места ответить, а как выхожу к доске – что-то со мной делается».
Этот страх обычно связан с каким-то прошлым травмирующим опытом: неправильно ответил, опозорился, получил двойку, ребята посмеялись. Очень странная для взрослого, но тем не менее частая причина страха отвечать у доски заключается в том, что младшеклассники говорят: «Доска большая, а я маленький».
С этим можно справиться. Берем большой лист бумаги – в половину стандартного ватманского листа. Просим ребенка закрасить его гуашью в цвет классной доски. Затем прикрепляем лист на стенку и говорим ученику, что он теперь «превращается в огородника», а закрашенный лист, то есть как бы классная доска, будет его «огородом». Огороднику надо посадить в своем огороде разные «овощи»: задачу, пример, разбор слова или предложения. И не просто «посадить» – написать, а красиво разрисовать цветными мелками все вокруг цветами и травами, сверху добавив облака и солнце. Когда картина будет готова, огородник пусть расскажет всему классу, что и как растет у него на огороде. И вот пока он спокойно, размеренно и по-хозяйски «хвастает» таким прекрасным огородом, глядишь, и не заметит даже, как расстанется со своим страхом перед огромной классной доской.