Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ


Иваницкая Елена

Неформальный лидер – фигура знаковая

Что делать учителю, если он хочет переменить этот знак с минуса на плюс? Об этом с детским психологом Анной Каретниковой беседует наш корреспондент Елена Иваницкая

Посмотрим на список лидерских качеств: энергичность, напористость, уверенность в себе, умение убеждать и отстаивать свою точку зрения, добиваться собственных целей, способность повести за собой. Лидер первым начинает какое-то дело, а остальные только смотрят на него да берут пример. Ну не мечта ли? А если у этого ребячьего лидера и цели, и средства их достижения социально неодобряемые, но он легко вовлекает в свои авантюры одноклассников, как тут быть?

– Анна Сергеевна, подростки знают, как опасны наркотики. Но в своем кругу, если им кто-то предложит попробовать, многие не отказываются. Почему они слушаются этого «кого-то»?

– Потому что отрицательный лидер – очень знаковая фигура в сообществе подростков. Опять же возраст у них такой – самый пик подражательности. А у отрицательного лидера есть сила, есть влияние на товарищей. И ведет он себя намеренно вызывающе, хотя прекрасно понимает, что его поведение не одобряется взрослыми. Но его это только подстегивает.

Он активно и шумно во все вмешивается, ежеминутно готов вступить в драку, мгновенно вскипает при любом противоречии или ограничении. С педагогами у него устанавливаются враждебные отношения, но ему на это наплевать. Он упивается своей властью, умело манипулируя слабыми и податливыми сверстниками.

Позиция такого лидера – особая. Именно он определяет нормы и ценности детского коллектива. От него зависит психологический климат и в классе, и в неофициальных группировках, где совершается подавляющее большинство правонарушений и где подростки приобщаются к сигаретам, алкоголю, а то и к наркотикам.

– Можно ли предотвратить возникновение таких неформальных группировок?

– Предотвратить нельзя. И противостоять реакции группирования тоже невозможно, ведь спонтанные группы складываются при любом взаимодействии подростков.

Детский психиатр Андрей Личко, исследовав специфику неформальных подростковых группировок, установил, что они бывают двух типов.

Первый тип, где в группе есть постоянный лидер, который руководит «железной рукой» и которому подчиняются остальные подростки, наиболее опасный. Такому вожаку пришлось немало «потрудиться»: он завоевал свое главенство в нелегкой борьбе с другими ребятами, изгоняя из группы тех, кого не удалось подчинить. У него, как правило, есть «адъютант-вышибала» – физически сильный подросток с невысоким интеллектом – для расправы и запугивания. За каждым членом группы закреплены своя роль и место в иерархии взаимоотношений: одни помыкают, другие подчиняются. Группа обычно обладает своей территорией, охраняемой от вторжения сверстников-чужаков, в борьбе с которыми и протекает «кипучая жизнь». Состав группы стабилен, примкнуть к ней без согласия вожака невозможно. Новички подвергаются особым испытаниям. Им навязывается внутригрупповой символизм: свой жаргон, клички, обряды, особая манера одеваться. В такие группы сбиваются только мальчики.

Второй тип – нестабильные, непостоянные группы. В них нет четкого распределения ролей между членами и нет постоянного лидера. В его роли оказывается то один, то другой подросток в зависимости от того, чем занята группа в каждый данный момент.

Состав текучий – одни уходят, другие приходят. Каких-либо четких требований, которым необходимо соответствовать, чтобы примкнуть к такой группе, нет. В ней тусуются уже все – и мальчики, и девочки. Чтобы выправить опасную обстановку в группе, нужно повлиять на ее вожака, изменить негативную направленность его авторитета.

– И как же родители могут на него повлиять?

– Никак. Говоря о возможном влиянии на вожака, я имею в виду нас, профессионалов – педагогов, психологов, а не родителей, которые зачастую понятия не имеют, кто он, этот вожак. А учитель всегда знает, кто в его классе отрицательный лидер.

– А знает ли учитель, как ему с этим вожаком поступать?

– Прежде всего учителю нужно хорошо представлять себе весь спектр неофициальных группировок, существующих в классном коллективе. Иначе он просто не сможет управлять его развитием.

Анализируя психологический климат коллектива, необходимо выяснить: какого типа группировки превалируют, как развиваются отношения между ребятами, кто их лидеры, каково положение каждого ребенка в коллективе.

Затевая что-то новое – организуя клуб веселых и находчивых, например, – учитель обычно заранее предполагает, кто станет его заводилой.

Расчет может строиться как на утверждении старых, так и на выдвижении новых лидеров. Лишь бы интересы и ценности этих лидеров соответствовали начатому делу. Потому что деятельность, не выдвигающая своих лидеров, будет выполняться формально и никакого положительного отношения к ценностям, лежащим в ее основе, не закрепится. Следовательно, ни в значимую, ни во внутренне необходимую для коллектива такая задумка учителя не превратится.

Смена ведущих группировок в классном коллективе – процесс долгий. Особенно труден для педагога тот случай, когда коллективом управляет группировка с отрицательной направленностью к педагогическим требованиям. Но тем важнее тогда сам факт смены неформального актива.

– Сказать легко, а вот сделать…

– Классному руководителю вполне по силам добиться, чтобы группировки, обладающие самыми содержательными интересами и потребностями, стали и самыми авторитетными и лидирующими.

Остается только придумать такое дело, которое бы действительно заинтересовало ребят и в котором сами собой выдвинулись бы вперед умные, чуткие и справедливые.

Потом умело соединить формальный и неформальный актив. Выявив позитивных лидеров, перевести их в официальный актив.

Важно ведь не защитить детей от, а быть с ними рядом для. Помочь им, подстраховать. Дать возможность каждому ребенку побывать на лидерских позициях.

– Неужели для каждого ребенка придется прдумывать специальное мероприятие?

– Не обязательно. Вот, например, давайте прикинем, каких лидеров и какие авторитетные группы может выдвинуть создание команды веселых и находчивых.

Учитель, зная класс, догадывается, кто из ребят сразу загорится, а кто тяжел на подъем. И если уж ядро увлеченных появилось, то к новому делу подтянутся многие.

Сначала – артистичные, остроумные и энергичные. Но быстро выясняется, что, как и всякое дело, команда веселых и находчивых требует разнообразных дарований.

Тут выдвинутся ребята с организаторскими способностями: назначить репетиции, согласовать, собрать участников. У «организаторов» получается, и ребята это замечают.

Следом подтянутся «эрудиты-интеллектуалы»: сочинить сценарий, написать диалоги.

Затем будут востребованы музыканты и художники – без них тоже не приготовить удачного выступления.

Никакое дело не обходится без споров, и скоро раскроется особая ценность рассудительных и справедливых ребят, умеющих утихомирить страсти, не допустить ссор.

И это еще не все. Туда, где бурлят страсти, где дело кипит, потянутся все новые и новые участники. Постепенно развитие коллектива достигнет такого уровня, когда все группы окажутся по-своему авторитетны, каждая в своем виде деятельности.

– Ну это в идеале. А на практике трудного подростка обычно ничего не интересует и никакой клуб веселых и находчивых его не привлечет.

– Проблема трудных подростков взаимосвязана с проблемой положения личности в коллективе. Задача педагога – изменить положение таких детей на благоприятное.

Методика смены социальной позиции подростка аналогична методике смены любой позиции в коллективе.

Учителю нужно узнать, какая группа в классе самая желаемая для этого подростка. Не может быть, чтобы совсем никакая. Формулировка «он ничем не интересуется» означает только, что взрослые не нашли, не догадались, не сумели подсказать.

А что, если искать вместе с ним, ориентируясь на его возможности? Но прежде всего надо приложить все усилия к тому, чтобы «подданные» отрицательного лидера ушли от него, нашли себе более содержательные интересы и более интересных лидеров.

У всякой социальной позиции есть две характеристики: социальное поведение и социальные ожидания.

Социальное поведение – это реальные поступки ребенка, а социальные ожидания – это отношение окружающих к его поступкам.

Социальные ожидания вязки, консервативны, поэтому сменить неблагоприятную позицию самому подростку трудно. Ему понадобится помощь педагога.

Когда окружающие давно махнули на подростка рукой: «От него ждать нечего, он ни на что не способен», они и на самом деле не замечают его новых, позитивных поступков. Цель учителя на этом этапе: изменение социальных ожиданий.

Обеспечив подростку успех в деятельности, где он по-новому раскроется для окружающих, не забудьте придать этому успеху гласность.

Не бойтесь максимально заострить внимание класса на положительных моментах, пусть даже несколько преувеличенных.

– Как же нащупать среди множества вариантов именно то занятие, которое захватит подростка?

– Тут нет и не может быть единого рецепта. Нужно поближе узнать этого подростка. Понять, в чем его проблемы. Разговорить его.

– Но такой подросток нелегко идет на контакт. Когда с ним последний раз взрослые разговаривали по-человечески? Одни допросы да осуждения.

– В психотерапии довольно успешно используется так называемая «техника присоединения», которая позволяет приблизиться к ощущению внутреннего состояния собеседника-подростка.

Она достаточно проста: для этого желательно повторять его позы, мимику, жесты, а также дышать с ним в унисон, в едином ритме. Через некоторое время изменение вашего собственного состояния подскажет, что происходит с ребенком.

Этих способов «присоединения» всего три.

Первый – «поза и жесты». Примите ту же позу, что и подросток, с которым вы разговариваете. Например, если он скрестил руки на груди или закинул ногу на ногу, сделайте то же самое. Повторяйте его жесты, не обязательно полностью их «отзеркаливать»: достаточно покачивать ногой в том же ритме, в котором он постукивает, например, о стол карандашом.

Второй – «дыхание». Прислушайтесь к нему: как дышит тот, кто сидит напротив вас? Ровно и спокойно или неглубоко, нервно и порывисто? Сознательно начав вдыхать и выдыхать в том же, что и он, ритме, вы, конечно, не почувствуете всего, что происходит в душе подростка, но хоть немного уловить его состояние вы сумеете наверняка.

Третий – «мимика». Характерные движения губ и бровей, улыбка, застывшее или расслабленное лицо… Некоторые из нас частенько хмурятся, другие нередко прищуривают глаза – мы смотрим на мир по-разному. Ненадолго переняв, примерив на себя мимику подростка, можно глубже понять его чувства.

Рейтинг@Mail.ru