Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2008
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Должны ли родители учить с детьми уроки?

У нас в гимназии по субботам работают клубы для родителей. Они открыты для того, чтобы мы могли понять, какие проблемы волнуют пап и мам. Признаться, мы и представить не могли, что основная проблема – подготовка домашнего задания:

«Надо ли, чтобы ребенок сначала все писал в черновик, а потом переписывал в тетрадь? Можно ли родителям вырывать испорченные неправильным решением или неаккуратной записью листы из тетради и заставлять переписывать? Правильно ли поощрять ребенка прогулкой или мультиками за хорошо выполненное задание, выученные уроки? Что делать, если ребенок учит уроки лежа на ковре или сидя на подоконнике? А если периодически вскакивает, бегает и подпрыгивает? Или просто тянет время, ни во что не вникает? И как быть, если ребенок категорически отказывается вынимать тетради и учебники из рюкзака и закатывает истерику при одном упоминании об уроках?»

Если посмотреть на проблему здраво, домашние задания следовало бы вовсе отменить. Мало того что обязанность заниматься школьными делами еще и дома отбирает у детей свободное время и душевное равновесие, она превращает семью в придаток школы и таким образом деформирует детско-родительские отношения. Мама или папа в позе строгого ментора, вечно виноватый и от этого все более замыкающийся ребенок – мы этого хотим?

Нет, конечно. Мы просто хотим, чтобы наш ребенок успешно учился. И если учителя говорят, что программы перегружены, а времени на отработку навыков на уроке почти никогда не остается, значит, надо с детьми заниматься дома. Иначе они ничего не усвоят, погрязнут в двойках и тройках.

Пара пустяков во имя благой цели устроить дома ад: дать ребенку заведомо трудный диктант и обнаружить пятьдесят ошибок; послушать, как он запинается, читая вслух зубодробительный параграф учебника, и продолжить экзекуцию еще на пару часов; сбиться на крик по поводу «нерешаемого» элементарного уравнения – да мало ли какие «методы» сочтут действенными родители, изображающие учителя?

Но вот результат: с этой девочкой мама занимается, все уроки они делают вместе, а на контрольной ученица теряется, не знает, как приступить к работе, организовать свою деятельность. Этого мальчика дома строго контролируют, у него идеальные домашние работы, а в классе он совсем не хочет писать.

Давайте все-таки договоримся: поскольку домашняя работа ученика – один из элементов нашей системы образования, родителям надо правильно понять свою родительскую задачу: это лишь один момент вашей непрестанной деятельности по воспитанию ответственного отношения ребенка к своим обязанностям. Наряду с личным примером преодоления «не хочу», «наплевать», «надоело». Наряду с вашим умением самоорганизоваться для необходимой работы, вашим отношением к выбору места и времени выполнения работы. Тогда и ребенок овладеет способами решения своих проблем. Постепенно разовьет самостоятельность и ответственность.

Дело ведь не в том, чтобы он освоил «трудную программу», а в том, чтобы вырос мотивированным на труд человеком.

Рейтинг@Mail.ru