Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Какие черты выделяют дети в образе взрослого? Исследование, проведенное психологами Шадринского государственного педагогического института, показало, что большинство характеристик взрослого у ребят связано с действием. Об этом свидетельствует преобладание глаголов в детских высказываниях: «поможет в любой ситуации», «может сам за себя постоять», «сам себя содержит», «может делать что захочет».
В целом, как пишет Н.Г.Капустина в статье «Подросток: период после детства» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС», № 1 за 2008 год), «у пятиклассников складывается позитивный образ взрослого». Практически все они считают, что он – «умный», «опытный», «интеллигентный», «профессиональный», «красивый», «обеспеченный, самостоятельный». Только 4,8% школьников отметили, что «есть добрые и злые» взрослые.
В исследовании ярко проявились различия во взглядах мальчиков и девочек. Взрослость для мальчиков оформлена более «предметно». Мальчики связывают взрослость с возможностью иметь дорогой автомобиль, с получением паспорта, устройством на работу. У девочек же взрослость ассоциируется с устройством личной жизни, да и вообще их жизненная перспектива выстроена детальнее, чем у мальчиков: «Я закончу институт с красным дипломом, буду жить в Екатеринбурге. Работать я буду в большой и известной компании. У меня будет замечательный муж и дети».
Примечательно, что 97,6% пятиклассников не считают себя взрослыми и собираются ими становиться не раньше, чем окончат школу или получат паспорт.
В этом же номере журнала «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС» размещена статья С.В.Истоминой «К вопросу о профессиональном самоопределении старшеклассников».
Автор раскрывает причины неуспешности молодых людей в профессиональном самоопределении: низкий уровень саморегуляции, отсутствие у многих юношей и девушек умения планировать свою деятельность, неспособность и нежелание родителей принимать в расчет интересы детей.
Настораживает тот факт, что при выборе учебного заведения для своего ребенка папы и мамы лишь в последнюю очередь ориентируются на его желания и психологические особенности. Позицию родителей в этом вопросе определяют прежде всего такие факторы, как (в порядке убывания значимости): материальное благосостояние семьи, отдаленность учебного заведения от родного города, престижность профессии, желание видеть своего ребенка специалистом в данной профессии («Хотела быть врачом, но не получилось – пусть дочь станет медиком»), семейная традиция («В нашей семье все женщины были педагогами»).
В конфликтологии детально описаны различные способы разрешения конфликтных ситуаций. Но, как отмечает Е.Ю.Захарченко в статье «Школьные конфликты: причины возникновения и способы разрешения» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 1 за 2008 год), поведенческий выбор учителя нельзя свести к усвоению алгоритмов и действию по четко разработанной схеме: «Мало знать возрастные особенности и приемы воздействия на ученика, надо «чувствовать ребенка», понимать свою ответственность за его судьбу, за развитие его индивидуальности. Реальная действительность всегда потребует от учителя необходимости внесения «поправки» на личность ребенка, на особенность момента». Поэтому молодым педагогам, по мнению автора статьи, надо не изучать готовые рецепты, а учиться организовывать самостоятельный поиск вариантов выхода из конфликта.
Этот подход апробирован на занятиях со студентами педагогических вузов. В частности, студентам предлагалось проработать набор конфликтных ситуаций, которые наиболее часто встречаются в современной школе, определить способ разрешения конфликта, смоделировать дальнейший ход событий.
Автор подчеркивает, что педагогам очень важно развивать свои коммуникативные способности, умение общаться с детьми. Ибо «только в условиях тесного контакта с ребенком становится возможным прогнозировать ход педагогического процесса, а следовательно, предупредить возникновение конфликтных ситуаций».