Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Н. Круглова

Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения

М.: Вербум-М, 2004

Большинство учителей все чаще с огорчением замечают, что число неуспевающих учеников постоянно растет. Сколько тратится сил и времени на ликвидацию пробелов в знаниях, на дополнительные занятия, а результаты по-прежнему не радуют. Автор брошюры считает: беда в том, что усилия педагогов и родителей «направлены на устранение следствий, а не причины, причем психологической». И предлагает пути диагностики действительных причин неуспеваемости, выявив которые, можно выбирать эффективные способы помощи ребенку.

Диагностика, даже для опытного учителя, дело непростое: «Часто в основе одной какой-нибудь трудности в учебе могут лежать различные причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же причина». Автор напоминает нам о психологических механизмах, лежащих в основе обучения, и вслед за Л.С.Выготским предлагает развивать эти механизмы в зоне ближайшего развития в сотрудничестве со взрослым.

Книга разбита на главки, в каждой из которых речь идет о каком-либо из психологических компонентов обучения, о том, как может проявляться недостаточная его сформированность, а в качестве коррекционного средства предлагаются игры – с их помощью, по мнению автора, ученики смогут улучшить свою успеваемость.

Например, в случае недостаточного сенсомоторного развития ребенка, ему придется нелегко при копировании геометрических фигур, при определении расстояния между движущимися предметами; кроме того, его ожидают трудности при освоении чтения и письма. А «дополнительным занятием», оказывается, может стать… обыкновенная игра в классики: «Эта игра – старый, испытанный способ, хорошо развивающий координацию ног и глаз, умение удерживать правило, планировать свои действия».

Одним словом, повезет тем отстающим ученикам, чьи учителя прочитают эту книжку: теперь в качестве дополнительных занятий им предложат не только упражнения и задачи, но и занимательные игры.

Искусство вести за собой

М.: Аркти, 2007

Это сборник тренингов и занятий «по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств». Упражнения опробованы во Всероссийском детском центре «Орленок» и могут быть полезны для педагогов дополнительного образования, классных руководителей, организаторов детских общественных объединений.

Новичкам в проведении тренингов нужно особенно внимательно прочитать первый раздел, где объясняются особенности этой все более популярной формы взаимодействия.

Теперь, когда вы представляете, о чем нужно помнить при подготовке и проведении тренинга (например, важно не давать оценок, делиться своими чувствами, предлагать альтернативы, «беспомощному» нужен «опекающий», агрессивному поведению – жесткий отпор»), можно приступать к выбору. В книжке даны описания нескольких лидерских тренингов: самопознание, индивидуальное проектирование, личностный рост, развитие навыков взаимодействия, социальное проектирование, моя команда.

Как и остальные разработки «Орленка», эта не только позволит поработать над лидерскими качествами, но и дает попутные навыки: например, как представить себя группе, быстро и доходчиво сообщить важную информацию большому числу людей. К каждому упражнению даны примечания, варианты проведения, советы ведущему.

Если вы, проведя один-другой тренинг, решите включить воспитание лидерских качеств в план воспитательной работы класса или школы, вам может пригодиться заключительный раздел, где представлено несколько вариантов конкурсных заданий для «парада достижений индивидуальностей».

Рейтинг@Mail.ru