Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Преодолеваем учебные препятствия вместе с учеником

Пять этапов деятельности учителя

Бережное отношение к ученику, поддержка его в учебной работе, индивидуальный подход к каждому ребенку – под этими прекрасными принципами готов подписаться каждый учитель. Но как не отступить от них в ежедневной череде уроков, когда программа диктует темп и содержание обучения, а ребята в классе такие разные – по способностям, темпераменту, типу восприятия?

У наших учеников неодинаковые способности, и успехи у них будут неодинаковы. Значит, нужна целенаправленная, планомерная систематическая работа по развитию способностей у всех учеников.

При этом педагог зачастую сталкивается с необходимостью использовать индивидуальные формы и методы педагогической поддержки ученика. Речь идет о том, чтобы выявить препятствия, мешающие успешному продвижению ребенка в образовании, и совместно с ним выстроить процесс преодоления этих препятствий, а также о приобретении учеником опыта осознанного действия в подобных ситуациях.

Процесс совместного с ребенком преодоления препятствий на каждом этапе имеет свою специфику и предполагает особые способы работы учителя.

С организационной точки зрения (по формулировке Т.В.Анохиной), педагогическая поддержка учителя в целях помощи ученикам в решении проблем может быть представлена такими этапами деятельности: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный.

Диагностический этап

На данном этапе главное – выявить проблему ребенка, проговорить ее с самим учеником и дать совместную оценку проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.

Для учителя это этап исследований, размышлений и проектирования педагогической поддержки. Достаточно эффективными остаются беседы – индивидуальные, групповые и коллективные. Но главное все-таки – увидеть реальные настроения, ощущения и оценки ребенком своего урока. Я в своей практике использую следующие методы исследования ситуации.

«Зеркало». Перед уроком или после урока вывешивается листок с двумя нарисованными солнышками (веселым и грустным). Дети палочками отмечают свое настроение. Но, поставив палочку, многие не спешат уйти, а тут же делятся друг с другом и с учителем, почему у них хорошее или не очень настроение.

«Цветопись». Это элементарный анализ ребенком своей работы на уроке. И если ребенку все понятно на уроке, он оценивает свою работу, например, красным цветом; если у него появились вопросы, то зеленым; а если многое непонятно и настроение его тревожное, то желтым.

Все данные, полученные с помощью цветописи, переносятся в цветоматрицу класса. Эта цветоматрица отражает эмоциональное состояние класса. Цветовая гамма по вертикали показывает настроение класса, а по горизонтали – динамику эмоциональных состояний ребенка изо дня в день.

Большую ценность представляют и результаты выборочного общения с учениками в момент заполнения цветописи, когда выясняются причины того или иного состояния ребенка. Сопоставление данных цветописи, наблюдения и общения дают достаточно надежный материал об эмоциональном состоянии ребенка, класса.

Следующий прием – это совместный анализ отдельных моментов урока в общей картине цветописи урока.

Метод незаконченного предложения. На доске пишется предложение: «Я хочу вам сказать…» или «Я хочу вам сказать спасибо…».

Используя эту методику, можно узнать и проблемы ребенка, помогает ли ему учитель и в чем, видят ли ученики помощь учителя. Некоторые ученики вдруг понимают, что им может помочь учитель и что к нему можно обратиться хотя бы только для того, чтобы проговорить с ним проблемную ситуацию, поделиться радостными моментами; сообщить что-то очень важное, да и просто поговорить с учителем.

Поисковый этап

Начинается совместный с ребенком поиск проблемы (или трудности), причин ее возникновения, выясняется взгляд ребенка на эту проблему.

На поисковом этапе очень важно проявлять внимание к любым способам, предложениям, которые называет подросток, стараться не высказывать оценочных суждений. Задача педагога: поддержать ребенка, при любом выборе высказать свою готовность помочь ему – и по возможности сразу же обозначить первые шаги в этом направлении.

Договорный этап

Проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.

Начну с нашего «договора». В начале четверти на листе бумаги ученик пишет, какую оценку он хотел бы получить за четверть по предмету. А дальше он рассуждает о том, что для этого нужно лично от него, а что могу сделать я как учитель. Чем помочь.

Вот выдержка из «договора» семиклассницы Оли: «…Я хочу иметь в четверти по алгебре «5», по геометрии «5». Для этого мне необходимо: все учить, что Вы задаете, решать домашние задания очень хорошо, мне надо научиться правильно оформлять решение задач и уравнений, мне трудно пока дается оформление решения. Здесь нужна Ваша помощь».

В середине четверти мы возвращаемся к нашему «договору». В начале каждый анализирует сам, что у него получается, а что нет. Решает со мной все вопросы, а дальше письменно пытается сформулировать следующее:

1) Что у меня уже получилось.

2) Что у меня пока не получилось.

3) Что мне еще необходимо сделать. В чем мне может еще помочь учитель.

Исходя из того, что пишут дети в наших «договорах», составляется план моей работы с классом.

Обычно туда входят: консультации по предмету; сдача и неоднократная пересдача зачетов по пройденным темам; подготовка индивидуальных заданий ученикам.

Вскоре многие ученики перестают бояться плохой оценки, так как при желании все это можно пересдать.

Сразу хочу сказать, что пересдача – это не средство давления на ученика, а наша совместная попытка освоить знания. Во время пересдачи ребенок получает всестороннюю помощь учителя по заданной теме. Постепенно ребят увлекает сам процесс познания, и это желание узнавать переносится на все предметы.

Со временем многие становятся успешными, у них появляется желание учиться.

В моем арсенале есть еще одно средство – это «письмо». Учитель предлагает написать ученикам письмо, где можно сообщить о любых своих проблемах по предмету. Те ученики, у которых действительно большие проблемы в учебе или во взаимоотношениях с одноклассниками, пишут об этом. Сообщая о своей проблеме, они иногда предлагают и ее решение, но сами при этом осуществить его не могут. Здесь нужна помощь учителя–предмет- ника, классного руководителя, друга. «Письмо» помогает распознать проблему и продумать шаги по ее устранению совместно с ребенком.

Вот выдержка из письма Оли (6 класс): «…Я хочу вам рассказать, что меня сейчас тревожит. Я не всегда понимаю новый материал, а спросить стесняюсь. Поэтому и получаю не очень хорошие отметки. А я хотела бы стать учительницей математики…»

Деятельностный этап

Педагог координирует действия разных людей в школе и вне ее по поддержке ученика. Стимулирует, одобряет его действия. Поощряет инициативы подростка, помогает в успешности первых самостоятельных шагов.

Рефлексивный этап

Успехи и неудачи обсуждаются совместно с учеником. Особое внимание проявляется к чувствам и эмоциям ребенка. Важно помочь ученику заметить те изменения, которые происходят в нем самом и вокруг него.

Одной из форм организации рефлексивной практики для учеников является ведение дневников. Там записываются наблюдения, чувства и мысли ребят, индивидуальные программы по саморазвитию своего «я», вопросы, над которыми необходимо поразмышлять, стихи и т.д. В дневниках можно выразить свои чувства в цвете и рисунке.

Другие формы – обсуждение итогов занятий, событий совместной жизни, актуальных вопросов жизнедеятельности и задач саморазвития учеников, написание отчетов о своих наблюдениях за каким-нибудь значимым явлением или событием (мини-сочинения на определенную тему, вечерние огоньки, позволяющие откровенно, честно и глубоко разобраться в наболевших вопросах).

Валентина БЕЛИК,
учитель общеобразовательной школы Всероссийского детского центра «Орленок»
Краснодарский край

Рейтинг@Mail.ru