Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Как научить детей критическому восприятию текста

Обычно ученики с трудом отличают непреложные факты от личного мнения автора текста. Еще сложнее им находить ошибки в тексте. Потренировать способность критически воспринимать чужие высказывания лучше всего в игре.

Запишите на доске несколько предложений. Дайте ребятам определить, какое из них отражает несомненную реальность, какое – личное мнение автора, а какое является ошибочным.

К примеру: «Профессия педагога – самая тяжелая из всех существующих в мире профессий»; «Меркурий – самая ближняя к Солнцу планета»; «Бегемот – самое крупное млекопитающее на земле»; «Шоколад – самая вкусная еда на свете»; «Останкинская башня – самая высокая в мире». Предложите ребятам рядом с каждым предложением записать Ф (факт), О (ошибка) или М (мнение). Довольно быстро участники научатся определять высказывания субъективные. Их нет смысла опровергать. Человек так думает – имеет право. А вот для различения фактов и ошибок необходима справочная литература. Так постепенно вырабатываются навык критического отношения к тексту, умение проверять достоверность чужих высказываний.

Кстати, бегемот и Останкинская башня вовсе не самые-самые. Это ошибка. А насчет профессии педагога или достоинств шоколада каждый может думать, как хочет. Личное мнение.

Вопрос–ответ

Проблема любого экзамена – неумение ученика правильно понять поставленный вопрос и дать точный ответ в соответствии с заданием. Будем тренироваться.

Класс готовится к обычному зачету. Есть 10 (20, 30) вопросов. Запишите их на карточках: на одной вопрос – на другой ответ. Карточки пронумеруйте. Сделайте экзаменационные билеты. И вот начинается зачет. Все карточки прикреплены магнитами к доске по порядку в несколько рядов. Вызванный ученик вытягивает номер экзаменационного билета, подходит к карточке с тем же номером. Если это карточка-вопрос, он ищет карточку с ответом среди имеющихся, а если карточка-ответ – значит, следует найти подходящий вопрос.

Намекалочки

Соединять факты в единое целое, выстраивать логику рассуждений – бесценное интеллектуальное умение. Развивать его помогает старая игра с кокетливым названием «намекалочки».

Класс делится на две команды. В каждой выбирается ведущий. Он садится на стул напротив своей команды. Ведущим дается бумажка с записанным словом (предметный термин, имя героя книги или исторического деятеля). Сначала первый ведущий «намекает» своей команде на записанное слово. О правилах «намекания» следует договориться заранее. Это не однокоренные слова. Обычно «намекают» существительными. Иногда разрешены прилагательные или словосочетания, но не более двух слов подряд.

Если после первого намека команда не отгадала записанное слово, наступает очередь второго ведущего. Его команда уже может делать выводы, опираясь на две подсказки. Так продолжается до тех пор, пока кто-то не отгадает записанное слово. Команда получает очко. Снова выбираются ведущие. Учитель предлагает новую записку. По итогам игры команда-победитель вправе рассчитывать на приз (или столбик хороших оценок).

Рейтинг@Mail.ru