Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Балабан Ольга

«Знаниевая» школа и компетентностный подход: попытка интеграции

Работа с учебными материалами как средство формирования компетенций

Знания, умения, навыки… Именно в такой последовательности мы привыкли видеть эти три слова. Компетентностный подход, казалось бы, должен полностью изменить цель работы учителя: теперь необходимо учить компетенциям. Правда, проверять в конце обучения мы все равно будем знания, ведь экзаменационные билеты и тесты построены именно на этом.

А что, если поменять эти три слова местами? Получится: навыки, умения, знания. НУЗы – не те ли самые это компетентности (да простят меня коллеги, отказавшиеся от русских слов в пользу латинского слова «competens» – надлежащий, способный, знающий и умеющий)?

Знание знанию рознь

Многочисленные педагогические исследования показывают: если у учеников развивать навыки и умения, у них обязательно будет расти и знаниевый запас.

Только знание это будет отличаться от того, которое мы привыкли спрашивать с ребят в конце обучения. Это знание будет личным, персональным, субъективным, существующим как знание конкретного человека. Основной недостаток такого знания только в том, что его трудно сравнивать со стандартом, то есть с неким объективным, обобщенным знанием.

Тем не менее сравнение возможно, ведь это знание складывалось из множества субъективных взглядов на мир. И если признать право детей на субъективное знание, то можно будет понять, насколько их субъективное знание отличается от общепринятого и что необходимо сделать, чтобы эта разница стала минимальной.

Есть еще одно важное отличие. Свое субъективное знание в отличие от объективного человек легко применяет на практике – оно лежит в основе его деятельности. А умения и навыки дают возможность демонстрации и проверки субъективного знания. Если сделать целью обучения развитие навыков и умений и вместе с учениками обговорить будущий способ их проверки, не только не будет потери в знании изучаемого предмета, но оно расширится, станет глубже, будет больше соответствовать объективному знанию. Тем более что каждый учитель знает: что бы мы ни делали, каждый ребенок все равно усвоит материал по-своему, со своими недочетами и ошибками. Научить всех всему одинаково невозможно.

Предметные НУЗы

Самое сложное – сформулировать «предметные» навыки и умения, которые будут проверяться как итог обучения за определенный промежуток времени. Формулировки общего вида вроде «умение читать, обобщать, делать выводы» непригодны для детей средней и старшей школы – ученики уверены (и это вполне естественно), что этому их уже научили раньше.

Прежде всего нужно точно определить, о каких текстах идет речь, каков уровень их сложности, что значит для педагога «понимание» текста, какого рода выводы он ожидает от детей.

Для этого в начале отрезка учебного времени, в течение которого преподаватель хочет совершенствовать умение своих учеников (в начале четверти, полугодия, учебного года), учитель должен предложить ребятам варианты текстов, с которыми им придется столкнуться на зачете, и показать, что на данный момент их навыка чтения и понимания недостаточно.

Одним из вариантов таких текстов могут быть просто параграфы учебника. За определенный промежуток времени (хотя бы 5, а лучше 10 минут на страницу) ученики должны прочитать параграф и потом, без дополнительного объяснения учителя, ответить на вопросы. Нужно отметить, что этот ход довольно опасен: многие ребята с легкостью справятся с заданием с первого раза, и учителю придется признать, что он ничему новому с этой точки зрения научить их не смо- жет – на требуемом уровне они уже умеют читать, анализировать и понимать текст. Кроме того, непонятно, какие тексты учитель даст ребятам в конце работы по предмету: если те же самые параграфы, то нельзя будет проверить умение читать и понимать, будет проверяться лишь память о том, как эти параграфы прорабатывались на уроках.

Гораздо интереснее и эффективнее другое решение. В качестве первоначальной, а потом и итоговой проверки взять тексты из журналов, газет, научно-популярных или научных изданий (в соответствии с исходным уровнем учеников в этом умении). Во-первых, можно подобрать интересные статьи, для понимания которых действительно нужны и определенный запас знаний, и умение пользоваться при необходимости справочной литературой. Во-вторых, учитель может продемонстрировать ребятам и свое умение разбираться в научном тексте, если параллельно с ними будет читать новую для себя статью – это покажет его компетентность в данной сфере человеческого знания. В-третьих, можно предложить ученикам самим найти подобные интересные материалы – это сильно активизирует работу с учебником и с дополнительной литературой.

Вместо текстов можно предложить проанализировать вполне конкретный предмет в контексте изучаемой науки. В Дании есть такой вариант проведения устного выпускного экзамена по математике: ученикам предлагается в группе (два-три человека) рассказать все, что они знают с точки зрения математики, о любом аппарате. Например, группа вытащила билет «велосипед». Значит, необходимо объяснить, почему большое колесо двигается за счет небольшой цепи, при возможности – просчитать, как зависит длина пробега от скорости кручения педалей. Варианты рассказа не ограничены, главное, чтобы ответ всей группы длился не менее оговоренного заранее времени, например, 30 минут.

Приучить ребят к анализу прочитанного или увиденного можно, используя прием «максимум времени рассказа». Задача – в своей интерпретации рассказывать о том, что прочитал или увидел, как можно дольше, ставя перед собой вопросы, вытекающие из текста (или наблюдаемого предмета), давая на них ответы при помощи имеющихся справочников или учебников.

Почему будет расти знание?

После того как дети увидели, что они не могут без дополнительных навыков, умений, знаний выполнить нужное задание, поняли, что от них будет требоваться в результате обучения, можно приступать к работе по учебнику. При этом время от времени ученикам нужно предлагать снова выполнить задание, аналогичное зачетному. Для этого придется подбирать новые материалы, помогать находить связь между тем, что изучали на уроке, с обычными предметами и явлениями.

Эту работу можно проводить и в виде текущих зачетов: парная устная работа, письменный анализ в заранее определенном объеме и в виде игры. Главное – показать, что отметки ставятся за умения и навыки, а не за знание пройденного материала.

Огромной частью такой работы станет обучение детей использованию необходимых справочных материалов в текстах и в сети Интернет. Эти умения на сегодняшний день становятся очень важными, а предлагаемый способ работы позволяет показать их значимость для каждого ученика.

Подведение итогов

Естественно, при подведении итогов проверять нужно те навыки и умения, о которых была изначальная договоренность. Но есть и дополнительный прием, который можно использовать не для выставления отметок (данная работа не должна ухудшать успеваемость), а для того, чтобы показать и себе, и детям, и их родителям изменение уровня знаний учеников в результате такой работы.

В любой приемлемой для учителя и его учеников форме можно проверить знание учебника, которым пользовались при подготовке к итоговой аттестации по навыкам и умениям. Однако перед такой проверкой один (только один, но обязательно!) урок стоит посвятить развитию навыка «прохождения теста на знания» в той форме, которую предложит учитель. Обычно этот подготовительный урок проходит очень интенсивно: ученики, развивавшие и использовавшие свои НУЗы в течение длительного времени, становятся более раскрепощенными, с доверием относятся к учителю, хотят пройти и этот тест не для отметки, а для самих себя. Поэтому к подготовке к этой работе они относятся очень серьезно: задают массу вопросов, обсуждают варианты будущих ответов. А после такого урока, придя домой, они смогут проверить и главное умение, которому обучались, – умение работать с текстом по данному предмету школьной программы. То есть сумеют повторить материал самостоятельно и выдержать контрольный знаниевый экзамен.

Рейтинг@Mail.ru