Вторая тетрадь
Школьное дело
ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА
Лаборатория, музей, информационная среда
Проект «Школа будущего» создает принципиально новое образовательное пространство
В начале года принято мечтать, строить планы. И как удивляешься порой, обнаружив, что реальность давно опередила твои самые смелые прогнозы. К примеру, мечта об интерактивной, яркой, увлекательной школе уже воплощена в жизнь.
Еще в сентябре 2007 года Департамент образования Москвы
по поручению правительства столицы начал внедрять в столичных школах экспериментальную модель «Школа будущего».
Этот проект – вклад города в приоритетный национальный проект «Образование». Для большинства школ все, о чем написано ниже, покажется невероятной сказкой. Но это на самом деле уже существует
и работает. Пусть пока в немногих школах.
Ведь если не мечтать, не видеть какого-то идеального образа,
то и не поймешь, куда двигаться.
Основные элементы «Школы будущего» – это:
– обновленное содержание образования, в том числе в области русского и иностранного языков;
– интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;
– поддержка и укрепление здоровья детей;
– инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная формы;
– прямое взаимодействие школы с научными институтами и вузами, производствами, банками, властью,
И конечно, в такой школе иначе организовано образовательное пространство.
Пробуждение научных интересов
В коридорах и рекреациях школы мы можем увидеть модели водных систем, можем попробовать сложить мозаику жидкого кристалла и разгадать загадку хаотического поведения динамической системы. Пространство школы должно дать детям то, что обеспечивают лучшие лаборатории мира. Расположенные повсюду модели пробуждают интерес детей к науке и технологии, дают пищу для самостоятельных открытий.
Все эти приборы очень прочны. Их невозможно повредить по неосторожности. Что же касается вандализма, школа видит одной из своих важнейших задач воспитание бережного отношения к школьной образовательной среде, к окружающим объектам. К тому же приборы, в сущности, являются произведениями искусства (современного), обогащают визуально-пространственную среду школы, как и работы учеников, которые постепенно заполнят поначалу голые стены и будут образовывать сменные тематические экспозиции, включенные в образовательный процесс. Некоторые из моделей тоже создаются детьми на уроках технологии, при выполнении технологических проектов ученики повторяют эксперименты великих ученых прошлого. В открытом образовательном пространстве учитель не является больше все-
знающим и всемогущим авторитетом, он вместе с детьми ставит вопросы, пытается получить ответы, учится, анализирует и проектирует процесс учения, принимает решения и делает выбор.
После уроков школьное пространство не пустеет, а наоборот, начинает жить еще более полной жизнью. Образовательный процесс продолжается в классах, кабинетах, спортзале или бассейне, в библиотеке, рекреациях, коридорах, актовом зале и внутреннем дворике – полный день, до позднего вечера и в выходные.
Единая информационная среда
Открытое учебное пространство поддерживается открытым информационным пространством. Все ученики и учителя школы имеют собственные надежные и эргономичные компьютеры-ноутбуки с установленными необходимыми инструментами учебной деятельности. В каждой точке школы через такой компьютер обеспечен беспроводной доступ к школьной информационной сети и интернету. Задания, получаемые школьниками или сформированные ими самостоятельно, предполагают работу с богатым безопасным пространством информационных источников, накапливаемых в федеральных, московских и международных электронных библиотеках. В своей работе ребята используют такие «взрослые» инструменты, как видеомонтаж и настольные издательства, геоинформатика и глобальное позиционирование, математическое моделирование и эксперименты в виртуальных лабораториях, системы программирования роботов, станков с ЧПУ и интеллектуального жилища, цифровой мониторинг состояния окружающей среды и собственного здоровья.
Компьютер и интернет в школе не раз-
общают, а объединяют. Они формируют пространство коллективной деятельности, социальной активности вне школы, общения между учениками одного класса и разных стран, совместного исследования, литературного и музыкального творчества. Учитель при этом не отдаляется, а становится ближе к ученику. Подготовленные им или его коллегой из другой школы задания могут сопровождать ребенка по дороге домой или на стадион: они загружены на его плеер. Теперь родители должны подумать, прежде чем говорить ребенку: «Вынь это из ушей!» или: «Что ты опять смотришь на экран!». Может быть, в детских наушниках звучат стихи Блока, а на экране появляются ар-
хивные фотографии, иллюстрирующие лекцию известного историка.
Весь ход учебного процесса, учебные материалы и задания педагога, результаты выполнения домашних заданий, работы детей и рецензии учителя составляют электронный журнал,
принципиально расширяющий и обогащающий обычный, повышающий прозрачность, объективность и качество происходящего. Журнал хранится на сервере школы, на его основе формируется
портфолио учебных достижений от-
дельного ученика. Не прерывается и связь с родителями: по желанию они получают всю нужную информацию на сотовый телефон или видят ее в интернете.
Уклад школы
Современные информационные технологии наряду с достижениями биохимии, молекулярной генетики и психологии играют ключевую роль в мониторинге здоровья детей и формировании здорового образа жизни. Ребенок и его родители получают индивидуализированные рекомендации по режиму дня, питания, учебных нагрузок через электронный паспорт здоровья. Спортивный зал и бассейн, питьевые фонтанчики в коридорах также реализуют видение школы будущего в отношении безопасности и здоровья учащихся. Формирование уклада школы будущего включает и новую форму работы завуча. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе может получить и обобщенную, и детальную информацию о ходе учебного процесса из информационного пространства школы. Там могут храниться даже видеозаписи отдельных фрагментов уроков, проектных семинаров. Таким образом, школа будущего становится открытой и понятной и для родителей, и для общества.
Экскурсия в будущее
Входя на территорию начальной школы, мы видим велосипед: сидящий в седле третьеклассник собственными ногами «понимает», сколько надо затратить энергии, чтобы вскипятить стакан воды. Работа с наглядными объектами пронизывает всю систему образования. Дети сами открывают таблицу умножения, берут интервью у своей бабушки и соотносят историю жизни одного человека с историей целого народа, снимают видео в соседнем зоопарке, строят из «Лего» модели школы следующих поколений. Эта деятельность предполагает активную работу со всеми видами информации в окружающем мире, охватывает детей с разными способами восприятия этого мира, разными уровнями способностей и ограничениями возможностей. Школа будущего – это школа с индивидуализированным образованием, обеспечивающая обучение всем детям.
Здесь же, в вестибюле первого этажа, стоит огромный глобус. Один шестиклассник показывает на нем другому, где та Чехия, в которой наши выиграли на чемпионате мира по хоккею… Рядом с глобусом красивая голубая полусфера, при ее вращении создаются турбулентные и ламинарные течения, завораживающие, как реальные облака и набегающие волны. В середине коридора установлена гигантская пружина; она позволяет получить наглядный образ, поразиться, а затем изучить полный спектр волновых явлений: поперечные, продольные, стоячие волны. Рядом с пружиной располагается трехметровый аквариум, наклонив который можно создать волны в водной среде и вдруг обнаружить сходство волн в воде и пружине. А это и есть физика.
В холле второго этажа ученики начальной школы активно осваивают «мир воды», выполняя необычное проектное задание педагога: «Постройте такую систему дамб и плотин, которая обеспечит самое быстрое вращение водяного колеса». Подобная инженерная проблема поставит в тупик даже взрослого человека; нужно учитывать различные составляющие закона сохранения энергии: высоту подпора воды и ее массу. В системе каскадных бассейнов, в которой вода течет, как в реке, можно ставить плотины. Результат конструктивных решений виден сразу – меняется скорость вращения водяного колеса. Дети принимают решения, проектируют, получают знания и опыт в этой необычной гидротехнической лаборатории. Ребята постарше здесь могут возводить шлюзы и подъемные мосты из Лего, конструируя для них сложные системы передач.
Зайдем в один из кабинетов. Современный кабинет биологии – настоящая лаборатория, оснащенная помимо стандартного школьного оборудования высококачественными микроскопами и комплектами лабораторных принадлежностей, которые обеспечивают активную исследовательскую работу детей в одном из самых перспективных разделов современной биологии – цитологии (науке о клетке). В школьном курсе соответствующие темы есть практически в каждом классе: с 6-го по 11-й. К примеру, можно провести анализ содержимого клетки и выделить ДНК примерно теми же способами, которые используются в научных лабораториях, исследующих геном человека. Изучить пищевые процессы (ферментное разложение крахмала в нашем желудке), познакомиться со строением клеток растений, животных и человека, различить виды бактерий… или же рассмотреть под микроскопом свои собственные клетки.
Отдельное помещение – естественно-научная лаборатория. К каждому столу подведены вода, электричество и компьютерная сеть, мобильная вытяжка. Все коммуникации спускаются с потолка: это удобнее и безопаснее. Здесь ученики сами конструируют лабораторные установки и выполняют практические работы по химии, физике, экологии. При этом процесс измерения автоматизирован, как во «взрослой» лаборатории. Цифровые датчики мгновенно передают координаты, ускорения, температуры и т.д. в компьютер. Там они отражаются на экране в виде графиков. Полученные данные можно обработать с помощью математических инструментов. Юному исследователю остается главное: постановка эксперимента, анализ полученных закономерностей, выдвижение и проверка гипотез.
В кабинете музыки современные компьютерные инструменты позволяют сочинять музыку на экране и немедленно ее слышать, заниматься инструментовкой, аранжировкой, микшированием, соединением вокала и аккомпанемента, записью своих постановок. Специальная технология позволяет соединить движение, звук и изображение в единое целое, давая возможность детям учиться, используя различные органы восприятия. Вот группа детей записывает народную песню. Затем им предлагается создать собственное инструментальное сопровождение при помощи барабана, трещотки, терменвокса, синтезатора. Песня сразу же записывается в компьютер, прослушивается, корректируется. Создается новое звучание традиционной народной мелодии. Не менее интересно то, что происходит в кабинетах истории, географии, литературы, математики – во всем образовательном пространстве «Школы будущего».
Елена Булин-Соколова, Сергей ловягин, Центр информационных технологий
и учебного оборудования Департамента образования города Москвы