Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.
Законотворческая деятельность министерства: итоги и планы
В конце минувшего года они впервые обсуждались на специальной коллегии ведомства
Министерство образования и науки считает весьма успешной свою законотворческую деятельность в 2007 году.
Из 43 законопроектов, за разработку и сопровождение которых отвечало ведомство, восемь принято Думой и подписано президентом.
В 2008 году, как заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко, вектор законотворческой деятельности сместится от образования в сторону науки и инноваций, а также социальной защиты детей. В планах ведомства значатся 17 законопроектов
на эти темы
Итоги законотворческой работы министерства были подведены на специальной коллегии. В своем выступлении директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Игорь Реморенко подразделил принятые законы по четырем общим целям, которые они преследуют:
– расширение доступности образования (закон о льготах для военнослужащих-контрактников, поступающих в ссузы и вузы, и об установлении обязательного общего образования);
– повышение качества образования (по убеждению чиновников, эту задачу призван решить закон о введении ЕГЭ);
– структурные изменения в сфере образования (законы об установлении уровней высшего профобразования и об изменениях понятия и структуры государственных образовательных стандартов);
– расширение общественного участия в сфере образования (закон о предоставлении объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в сфере высшего профобразования и закон об автономных учреждениях).
Причиной законотворческого «бума» в 2007 году Андрей Фурсенко назвал тесное сотрудничество министерства с администрацией президента.
– Процесс совместной работы над законопроектами сопровождался спорами, – признался министр. – Но споры были очень конструктивными и полезными, и в результате законы становились лучше.
Мы должны нашими законами стимулировать общество для того, чтобы оно в свою очередь в большей степени влияло и на развитие науки, и на развитие образования, продолжил Андрей Фурсенко.
Но если с администрацией президента у министерства сложилось плодотворное сотрудничество, то про отношения с общественностью этого не скажешь. Не случайно, выступая на коллегии, член Общественной палаты (ОП) Любовь Духанина потребовала увеличить сроки общественной экспертизы законопроектов.
По ее мнению, отпущенного для этих целей времени (2–3 недели) совершенно недостаточно для того, чтобы организовать общественную экспертизу во всероссийском масштабе. Из-за сжатых сроков, как правило, привлекаются эксперты, проживающие в Москве.
– Привлечение более широкого круга региональных специалистов позволило бы снять вуаль тайны над процессом законотворчества и привело бы к снижению напряженности между Думой, аппаратом правительства и обществом в момент принятия законопроектов, – считает Любовь Духанина. – Причем целесообразнее было бы начать работу на этапе обсуждения концепции законопроекта.
Позицию Любови Духаниной поддержал бывший председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, а ныне глава Федерального агентства по образованию Николай Булаев.
Какие ошибки необходимо исправить?
Выступая на коллегии, Николай Булаев дал высокую оценку принятым законопроектам, в обсуждении и доработке которых он сам принимал непосредственное участие. Однако он был вынужден признать и ряд ошибок, допущенных депутатами и чиновниками.
Так, по его словам, «при рассмотрении закона об общем образовании не совсем точно были спрогнозированы риски». Например, не было учтено, что во многих ПТУ нет среднего общего образования, что приведет к сокращению притока выпускников девятых классов, желающих получить рабочую профессию. Кроме того, в каждом регионе есть достаточно большая группа учащихся, которые не способны освоить школьную программу в полном объеме и обучение которых в старших классах сведется к формальному пребыванию в стенах школы.
Впрочем, о перечисленных проблемах неоднократно предупреждали противники данного закона, но сам Николай Иванович в бытность свою депутатом предпочел проигнорировать критические замечания. А теперь, после завершения парламентской карьеры, настаивает на необходимости до 1 сентября 2008 г. внести поправки в новый закон, позволяющие сделать исключения для указанных категорий учеников, «чтобы дать им возможность получить востребованные на рынке труда профессии, освободив их от обязанности получать полное среднее образование, программу которого они не в состоянии освоить».
Пока же министерство ограничилось формальными, «косметическими» мерами, направив в ПТУ и ссузы рекомендательное письмо о создании условий для получения общего образования в этих учреждениях, в том числе с использованием возможностей других учебных заведений – вечерних школ, центров образования.
Что на очереди?
В планах министерства на 2008 год 17 законопроектов. Более половины из них разрабатывает Департамент воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей. Предметы законодательного регулирования в них весьма различны, и все они пока еще находятся в стадии согласования и поступят на рассмотрение правительства не раньше марта 2008 года.
Впрочем, начальник департамента Алена Левитская заявила, что уже готова новая редакция закона о молодежной политике (прежняя, предложенная депутатом от «Единой России» Александрой Буратаевой, была принята в первом чтении еще в декабре 2006 года, но затем отвергнута по настоянию общественности).
Новый вариант, разработанный министерством, призван регулировать различные права молодых людей и взаимодействие властей с молодежными общественными организациями, а также определить круг задач, которые предстоит решать комитетам по делам молодежи. Их число превышает 2000, и все они действуют при областных и городских администрациях. В сферу их деятельности согласно закону входят поддержка молодых семей и талантливых детей, социальная и профессиональная адаптация молодежи, профилактика беспризорности и безнадзорности.
Преодолению последней проблемы призван способствовать законопроект об исчислении срока пребывания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
– В настоящее время ни федеральный закон, ни УПК, ни УК не предусматривают продления срока пребывания несовершеннолетнего в спецучреждении, – пояснила Алена Левитская. – Таким образом, решение о прекращении пребывания подростка в исправительном учреждении принимается без учета реальной динамики реабилитационного процесса. Подобная ситуация негативно сказывается на эффективности коррекционной работы с несовершеннолетними. В связи с этим в законе предлагается установить критерии и сроки реабилитации подростков в учреждениях этого типа.
Главная тема – опека и попечительство
Ключевым направлением законотворческой деятельности министерства станут опека и попечительство и социальная защита прав детей-сирот. Основные цели – реформа органов опеки и попечительства, развитие семейных форм устройства детей, управление имуществом подопечных граждан, установление порядка выезда из страны детей-сирот с целью лечения, отдыха и обучения, усовершенствование правил усыновления российскими и иностранными гражданами.
Так, один из законов призван усилить контроль за иностранным усыновлением. В этой связи планируется внести изменения в Семейный кодекс РФ в части определения «перечня граждан, которые не могут быть сотрудниками иностранных организаций, занимающихся усыновлением детей на территории России». Кроме того, предлагается создать государственный банк данных о детях, усыновленных иностранными гражданами и проживающих за пределами РФ.
В конце ноября 2007 года на совещании у первого вице-премьера Дмитрия Медведева Минобрнауки получило указание разработать также поправки к законам, касающимся патронатного воспитания. Ранее поправки о патронате, инициированные членом Общественной палаты Александрой Очировой, уже вносились в Госдуму, но встретили резкое сопротивление главы Комитета по делам семьи и женщин Екатерины Лаховой.
Однако благодаря инициативе главного кандидата в президенты патронат теперь все же может быть узаконен на федеральном уровне (до этого соответствующие законы принимались только субъектами Федерации).
– Мы очень заинтересованы в том, чтобы все принципиально важные позиции, связанные с патронатом, получили законодательное сопровождение, – подчеркнула Алена Левитская.
В перспективе – Образовательный кодекс
Как отмечают эксперты, в сфере образования не предвидится таких масштабных изменений, как в прошлом году, но зато предстоит длительная и кропотливая работа по созданию Образовательного кодекса, который должен осуществить интеграцию законодательства по всем уровням образования.
Специалистам предстоит уточнить понятийный аппарат, нормативно закрепить источники финансирования образовательных учреждений, сократить число типов и видов образовательных учреждений – словом, устранить все накопившиеся законодательные противоречия и неувязки.
Наряду с этим будет вестись работа, связанная с решением текущих проблем и задач. Так, планируется принять законопроект о компенсации родительской платы за содержание детей в негосударственном дошкольном учреждении (аналогичный законопроект, касающийся государственных детских садов, был принят в 2007 году). Требует законодательного оформления и предстоящее с 1 сентября 2008 года увеличение стипендий студентов вузов с 900 до 1100 рублей, учащихся ПТУ и ссузов – с 315 до 400 рублей.
Предстоит также упорядочить систему льгот для поступающих в вузы и ссузы, ввести совместное учредительство государственных и муниципальных образовательных организаций (когда наряду с государственными и муниципальными органами власти учредителями вузов могут стать представители частного бизнеса).
Наконец, предполагается установить налоговые льготы для промышленных предприятий, которые сотрудничают с образовательными учреждениями, на этот счет есть поручение президента. Данная мера, по общему мнению, будет способствовать притоку средств в сферу образования и стимулировать бизнес к более активному участию в развитии образования и науки.
Согласно данным, приводившимся на коллегии, потребуется не один год для реального освоения уже принятых законов. Речь идет не только о разработке необходимых нормативных актов, развивающих их основные положения (например, определение списка вузов, в которых будут учиться воины-контрактники), но и о внесении поправок, нейтрализующих риски, не учтенные разработчиками.
Ведь, несмотря на плодотворность законотворческой деятельности в 2007 году, многие документы принимались в спешке, что помешало разглядеть порой серьезные недостатки и устранить ошибки.