Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2007
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Как помириться с другом?

Поговорив с детьми о том, с кем не дружат и почему (см. «ПС» № 23), мы с третьеклассниками стали думать о том, как восстановить хорошие отношения с другом. Дети охотно взялись за сочинение советов:

«Сказать: прости, я больше не буду – и сделать что-то приятное… Надо постараться загладить вину – например, купить для друга линейку или диск… Можно открыточку или записку подсунуть, sms послать» – это самые частые советы. Очень редкий: «Сделать выводы и постараться никогда не делать плохо другу!» Есть советы из области романтики: «Написать большой плакат на подъезде и сделать гору из цветов», а есть прямо-таки экстремистские: «Залезть на крышу и прокричать: “Если ты не будешь со мной дружить…”»

Приходится спрашивать ребят: «А как вы сами миритесь?» Они рассказывают: «Я стараюсь не обращать внимания на ссору, говорю: пойдем погуляем – и все». Или так: «Подумаешь, поссорились, то было вчера, а сегодня другой день!» Некоторые уже умеют «увидеть, уловить, что нужно другу в данный момент, может, он есть хочет, надо быстренько печенье предложить, или ищет что-то, надо помочь». Или уже пробовали «учителя перед уроком попросить, чтобы он тебя с ним в пару или в группу поставил, сразу все пройдет».

Оказалось, самое трудное для всех – открыто сказать это самое «Прости, я поступил неправильно». Какой-то непреодолимый барьер стоит перед этим признанием. Боязнь уронить достоинство? Страх услышать «нет»?

Заметьте, все как у взрослых: переживание напряженности, поиск любых путей снятия ее, кроме открытого признания вины, тот же бравадный отказ от всяких отношений. И та же формулировка претензий: «Обидел, а прощения не попросил». Что за тайна в слове «прости»?

Мальчик спрашивает: «А если скажут: “Нет, не прощу!” – это же что будет?» – «Надо еще раз сказать!» – отвечает девочка. «А если опять нет?» – «Еще говорить, сто раз сказать прости, прости, прости. Будет смешно, и уж точно простит».

Смешной совет, но, по-моему, манипулятивный. Я на другое обратила внимание: в отношениях детей большую роль играют знаки, символы, уговоры (те, которые дороже денег). Мои собеседники предлагали надувать «шарики дружбы», заводить «дерево дружбы» (символ, находящийся дома у обоих друзей), обмениваться одинаковыми подарками. В трудные минуты, говорили дети, надо произносить «зашифрованные заклинания», понятные только двоим, ими придуманные.

И вот тут стоит поучиться у детей. Мы с учителем в одном недружном классе сплели «паутинку дружбы». Пустили клубочек по ребячьему кругу: каждый завязывал свой узелочек и передавал клубок дальше. Вопрос был: «Что делать, чтобы паутинка не рвалась, не нарушалась?» А через некоторое время спрашивали: «Как живет наша паутинка?» Дети улыбаются: «Крепкая! Еще не порвалась!» Вроде и не про «дружбу в классе» говорим, не про запреты, а просто паутинку бережем…

Так что в конце нашего с ребятами разговора о правилах примирения я была уверена: не напрямую можно внести много хорошего в человеческие отношения…

Рейтинг@Mail.ru