Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

С.Д.Поляков

Педагогическая инноватика: от идеи до практики

М.: Центр «Педагогический поиск», 2007

Слово «инновация» сегодня можно услышать на каждом педагогическом углу. Но всякая попытка четко сформулировать, что это такое, хотя бы для личного пользования, оказывалась для меня неудачной. Понятно, что это не совсем новшество или внедрение передового опыта. Или если новые элементы ведут к отрицательной динамике – это инновация? А если это хорошо забытое старое?

И вот наконец! У меня в руках книжка, автор которой с академической обстоятельностью объяснит все подробно. Ведь инноватика, логически рассуждая, – это изучение инноваций. А я буду кивать головой и запоминать формулировки. Не тут-то было.

Мало того, что с инноватикой научное сообщество еще не определилось, но и на инновации многие смотрят по-разному. Автор приводит взгляды российских и зарубежных ученых на этот процесс. И рядом высказывает свои доводы. Здесь и черты педагогических инноваций, и отличие их от инноваций в образовании, и классификации по разным основаниям, и качества, позволяющие стать новатором (вплоть до парадоксального суждения А. Савенкова о том, что новаторы – это «поздно проснувшиеся» одаренные дети). Одним словом, книжка представляет собой совсем не справочник или учебник, а развернутое размышление о проблеме инноваций и инноватики.

Автор приглашает и читателя присоединиться к этим размышлениям: после некоторых разделов есть задания, направленные на то, чтобы соотнести только что прочитанное с собственным педагогическим опытом или подготовить к восприятию новой главы. Например, перед тем как рассказать о психологических барьерах, препятствующих вхождению в инновационную деятельность, автор предлагает: «Возьмите лист бумаги и напишите, о чем вы не хотели бы, чтобы ребята вас спрашивали. Именно эти вопросы отражают ваши «барьеры» и «защиты» в общении с учащимися. Наличие их нормально. Но не слишком ли много получилось у вас таких вопросов? Не мешают ли ваши барьеры школьникам быть более открытыми в деловом и личном общении с вами?»

А в конце книжки, разобравшись со своим пониманием педагогических инноваций, можно найти несколько возможных сценариев их распространения в ближайшие годы в России.

Костромское учительство

Кострома: КОИПКРО, 2006

На первый взгляд это дежурно-парадный тематический альбом о местном образовании XVIII – начала XX века, который дарят почетным гостям для пожизненного помещения на полку. Но стоит открыть на любой странице и начать читать – не оторветесь. В книге множество интересных сведений, забавных подробностей и деталей устройства школы того периода. Да еще и описанных живым, увлекательным языком.

Например, распределение часов, рекомендации по воспитанию, программы обучения и даже темы сочинений в разных параллелях – многое выглядит удивительно современно. Отдельный раздел посвящен быту и условиям работы. Тут тоже достаточно много узнаваемых деталей: «непригодных для школьных потребностей помещений насчитывалось 20%», «мебель в школах была довольно скудной», «в 1913 году развернулось движение за введение горячих обедов». А вот о предоставлении казенной квартиры и подъемных (36 рублей) некоторые современные учителя, вероятно, прочитают со вздохом.

Вообще-то жизнь учителей никогда не была легкой: профессиональные заболевания, суровые экзамены «на звание учителя», довольно низкая зарплата. И конечно, огромный объем работы: на совести учителей было и обустройство яслей для грудничков, и просветительская работа, и то, что сейчас мы называем дополнительным образованием.

Особенно интересно читать отрывки из дневников учителей и газетные статьи того времени. Очень трогателен и печален завершающий книгу рассказ об учителе-подвижнике, который сорок два года работал по собственному почину без жалованья. И вот «духовное ведомство по-своему отметило труд Павла Николаевича: оно выдало ему золотую медаль и получило за нее 35 рублей с бедняги, который должен был занять эти деньги».

Рейтинг@Mail.ru