Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Багдасаров Рудольф

«Это очень вежливая музыка!»

Иногда всего одна фраза, взгляд, жест ребенка так много значат для чуткого учителя

Все, наверное, видели, как водитель автомобиля даже на прямой дороге постоянно крутит рулевое колесо. Иначе машина съедет на обочину. Так же и на уроке: смотришь в глаза детям, как водитель на дороге. Постоянно ориентируешься на эти глаза. «Выруливаешь» урок так, чтобы не пропал интерес, не угасло то напряжение сил, которое возникает между тобой и детьми. Если удается такой контакт – урок получился.

В моей учительской жизни было удивительное подтверждение тому, что к детям не надо приставать со своими знаниями и заданиями. Семилетняя ученица первого класса весь учебный год видимым образом совершенно не участвовала в уроке. Это была хрупкая боязливая девочка. Она мгновенно краснела или бледнела при малейшем моем обращении к ней. И я решил даже взглядом не тревожить ее. Прошло два года. Катя принесла мне очень толстый альбом, а в нем то, что было на всех наших уроках. А еще трогательную открытку с благодарственными словами, в которой она пишет, что уроки музыки закончились, но ей очень не хочется расставаться с музыкой и что альбом она «вела не просто так, а чтобы лучше знать музыку и понимать ее».

Тут надо сказать, что ученики в течение года ведут альбомы, где фиксируют все, что считают для себя важным. Они рисуют, пишут сочинения, вклеивают иллюстрации обо всем, что услышали и увидели на уроке. Учитель время от времени снабжает-награждает учеников фотографиями. У каждого, кто вел альбом, образуется свой собственный неповторимый учебник.

Дети – это маленькие вездесущие, гомонящие, резвящиеся, беззащитные губки. Они постоянно и бессознательно впитывают в себя то, что их окружает. Дома, в школе, на улице. Хорошее и дурное, полезное и вредное – без разбору. Хотят дети или не хотят – они все время учатся. Как сделать, чтобы ребенок предпочел учиться высокому и доброму? That is the question!

Я вспоминаю громкоголосого и непоседливого мальчишку-второклассника. Он впервые услышал звучание симфонического оркестра. Это был фрагмент из симфонии Бетховена. И вот Степа поднимает руку. Каким-то «не своим» тихим голосом он говорит: «Это очень вежливая музыка!» Я его понял. В эти короткие мгновения слушания мальчик ощутил мощное дыхание мировой культуры, в душе его что-то всколыхнулось. И он выразил свои чувства этим простым, но емким в данном случае словом «вежливая».

Четырехлетняя девочка, аккомпанируя флейте (мы сочиняем колыбельную), вздрогнула и виновато посмотрела на ансамблистов, когда ударила в колокольчик слишком громко. Я похвалил ее за внимательность и чуткость к музыке. Эта девочка, несомненно, уже музыкант, хотя не знает нот, не может отличить восьмушки от четверти и не ведает об элементарной теории музыки.

…Потрясающие воображение слова апостола Павла из его Послания к коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею…». Это не только призыв к любви, но предупреждение: все бесполезно, если не освещено любовью. Можно ли выучить красивый звук? Нет! Только вырастить и воспитать в детстве, а научить нельзя! Так снимается безнадежность и открывается путь к оптимизму учительского труда.

Твердо знаю, что ученость и научные познания учителя, чтобы не быть бесплодными, должны раствориться в искусстве педагогики.

Рейтинг@Mail.ru