Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

КРУГ ВОПРОСОВ


Горелова Юлия

Дети рядом с ним чувствуют себя спокойнее, а педагоги – увереннее

Эффективное сотрудничество с психологом может возникнуть тогда, когда психолог включается в деятельность вместе с учителем и детьми

Одна из примет наличия в школе «включенного» психолога – открытая дверь кабинета. Даже если это не кабинет, а крохотная комнатушка, забитая хламом. Сюда неминуемо докатываются всплески школьных проблем и здесь же растворяются среди всяких увлекательных вещей. Остатков новогодних декораций (психолог – один из главных актеров любого праздника), туристических железок (в походе, поездке с ним не соскучишься ни в душном плацкартном вагоне, ни в палатке – столько всяких умных и веселых, тихих и бешеных игр он знает), среди ярких плакатов, картин и книг.

Пятиклассница Наташа никак не может привыкнуть к средней школе. Ей и в жизни трудно находить общий язык с людьми, а тут… ни у кого нет времени, некому довериться. Поэтому Наташа время от времени срывается в истерику: в ответ на самые невинные замечания выбегает из класса, хлопая дверью, в гневе бьет ногой по стене. У педагогов кончается терпение. Они тоже срываются – крики, угрозы. Очередной скандал.

Как-то Наташа привычным маршрутом вылетела из класса. Хлопнула дверь, задрожали окна. Но вдруг – странное нарушение привычного хода событий. Вместо битья по стенам – тишина. Учительница минут через пять выглядывает в коридор – никого. Напротив кабинета открытая дверь в комнату психолога. Оттуда высовывается довольная мордашка пятиклассницы, усыпанная разноцветными блестками. Все понятно. Рыдая, пятиклассница пробегала мимо психолога…

Его зовут Денис, никто в школе не знает отчества психолога, все с ним на «ты». Малыши виснут на его плечах гроздьями, для многих, не имеющих ни старших братьев, ни заботливых отцов, это единственная возможность пообщаться со взрослым мужчиной на равных, как с другом. Да и старшеклассники не расстаются с привычкой наскочить на него сзади с радостным приветственным воплем. В общем, есть в школе свой человек, с которым и поиграть можно, и откровенно поговорить о чем угодно, не выбирая выражений, не боясь осуждения.

Увидев расстроенного ребенка, Денис кинул в девочку горстку волшебной пыльцы, праздничных блесток. Ребенок притормозил.

– Хочешь нос намажу?

Наташа присаживается рядом с Денисом. Они о чем-то разговаривают, пока Денис украшает заплаканный нос блестками. А на следующем уроке Наташа, почувствовав подступающие слезы, тихонько бормочет: «Мне надо выйти успокоиться». Она бродит по коридору, потом возвращается в кабинет, садится на свое место.

Денис может прийти в шумный класс на урок, сесть рядом с самым буйным мальчишкой и, обняв его за плечо, включиться в спор о том, надо ли уважать Чацкого, если он сам никого не уважает. Пусть сосед психолога ни одной книжки по программе не прочитал, но он тоже начинает что-то говорить о революционерах и консерваторах. Учитель в растерянности. Урок то ли сорван, то ли это лучший за последнюю неделю урок.

Как все психологи, Денис умудряется сохранять спокойствие в критических ситуациях. С его точки зрения, ничего ужасного в поведении детей нет: протестуют, проявляют себя, приобретают опыт. И учителю рядом с ним становится спокойнее. Не такие уж важные все эти догмы, правила. Ведь психолог Денис не советы в кабинете дает, а находится рядом. Он наравне с педагогом несет ответственность за жизнь и здоровье детей, вместе с ним проводит классный час, игру, конференцию. И учитель неожиданно начинает действовать не так, как обычно, не «как положено». Зато именно так, как нужно. И порядок устанавливается, и безопасности ничто не угрожает. А самый непослушный подросток, как водится, сидит именно рядом с Денисом.

К предостережениям и советам Дениса дети относятся более серьезно, чем к вечным замечаниям и тревожным восклицаниям озабоченной учительницы. Ей положено за них волноваться. Но уж если Денис обеспокоен, значит, и впрямь стоит напрячься.

В последний день в трудовом лагере царит суматоха. Бессонная прощальная ночь, сборы, уборка, спешка, грусть расставания с летом, ожидание встречи с домом – нервы у всех на пределе. Дети не слышат ни взрослых, ни друг друга. Полный хаос. Группа лезет в автобус, учительница в отчаянии: впереди вокзал, поезд. Как везти эту неуправляемую орду?

Психолог, спокойно таскавший забытые в корпусе свертки и пакеты, встает в дверях и вдруг произносит:

– Люди, прикоснитесь к реальности.

Народ замолкает. О чем это он? В одном предложении Денис выразил все, что толковала детям учительница: если мы хотим благополучно доехать до дома, мы сами должны об этом позаботиться. В мире есть поезда, уходящие по расписанию, и множество помех на пути пассажиров, спешащих на эти поезда.

Прикосновение к реальности своей и чужой жизни – это, пожалуй, и есть главное в работе психолога.

Рейтинг@Mail.ru