Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.
Бизнес и образование: движение навстречу друг другу
Новое направление нацпроекта
С 2007 года в приоритетный национальный проект «Образование» включено новое направление – поддержка ПТУ и ссузов. На конкурс было подано 266 заявок.
В мае конкурсная комиссия определила 76 победителей, представивших наиболее удачные инновационные образовательные программы. Это 45 ссузов и 31 ПТУ из сорока регионов страны.
Из федерального бюджета победители получат 1,8 миллиарда рублей. Внебюджетное финансирование еще больше – 1,9 миллиарда. Откуда такие значительные вложения? На этот вопрос помогают ответить результаты социологического исследования, проведенного компанией ROMIR: бизнес-структуры чрезвычайно заинтересованы в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена для производства.
Статья опубликована при поддержке компании "Констар", разрабатывающей, изготавливающей и внедряющей в производство механизмы различного назначения. Оборудование "КОНСТАР", в том числе разъемные труборезы с пневмо- и электроприводом для резки труб и снятия фаски, фаскорезы для обработки торцев трубопроводов, сварочные автоматы, комплексы специального режущего и сварочного оборудования для проведения замены технологических каналов реактора РБМК, оборудование для ремонта и монтажа теплообменников, запорной арматуры и мн.др., успешно используется на всех АЭС России, предприятиях тепловой, энергетической, химической, нефте- газоперерабатывающей, судостроительной, пищевой промышленности. Нужен нестандартный труборез или фаскорез? Специалисты "Констара" специально под Ваши задачи в кратчайшие сроки готовы модернизировать имеющееся или разработать и изготовить новое, нестандартное оборудование. С подробной информацией о товарной номенклатуре, предлагаемой к реализации, а также об оказываемых компанией услугах можно ознакомиться на сайте konstar.ru.
О преимуществах интеллектуальных инвестиций
Специалисты ROMIR изучали, насколько востребованы рабочие профессии и специальности среднего профобразования на современном российском рынке труда. В анкетировании принимали участие 41 образовательное учреждение, удостоенное федеральной поддержки в рамках нацпроекта, и 57 предприятий-партнеров.
На заседании «круглого стола» в РИА «Новости» член совета директоров ROMIR Игорь Березин обозначил ряд выводов по результатам исследования. Он рассказал о том, что учреждения начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), победившие в конкурсе инновационных проектов и работающие по модели частно-государственного партнерства, активно привлекают не только финансовые, но и интеллектуальные инвестиции бизнеса в образовательный процесс.
А что это такое – интеллектуальные инвестиции?
Вот цифры и факты: 48% опрошенных работодателей принимали участие в составлении учебных программ и квалификационных требований к специальностям.
Кстати, модернизация образовательных программ и подготовка по новым специальностям, по мнению 82% респондентов, являются главными направлениями реформирования.
27% преподавателей в числе основных преимуществ государственно-частного партнерства отметили возможность вести научную деятельность, 55% указали на создание условий для их профессионального роста.
По данным исследования, от 70 до 100% выпускников инновационных ПТУ и ссузов трудоустраиваются по специальности, чем не могут похвастаться ведущие вузы.
В то же время разрыв между требованиями рынка труда и уровнем подготовки кадров не удалось преодолеть даже лучшим ПТУ и ссузам.
Чем недовольны работодатели?
62,8% опрошенных работодателей в целом отмечают высокое качество подготовки выпускников инновационных ПТУ и ссузов, но вместе с тем весьма критически характеризуют отдельные знания и умения молодых специалистов.
Так, на 4,15 балла (по пятибалльной шкале) оценивается умение работать в коллективе, на 4,03 – дисциплинированность, на 3,47 – знание и применение передовых технологий.
В числе проблем, ограничивающих дальнейшее развитие системы профессионального образования, для ПТУ и ссузов респонденты называют недостаточную квалификацию преподавателей, а для предприятий – отсутствие системы поддержки молодых специалистов.
Действительно, из десяти различных видов сотрудничества предприятий с инновационными учреждениями НПО–СПО наиболее эффективным, по мнению работодателей, является практика и стажировка учащихся, а социальные программы для привлечения молодых специалистов и подготовка мастеров производственного обучения занимают два последних места в рейтинге.
Между тем, как отмечали участники «круглого стола», не решив эти вопросы, нельзя двигаться дальше.
Неравенство в сфере образования продолжает углубляться
По словам директора Красногорского оптико-электронного колледжа Виктора Демина, средняя зарплата мастеров производственного обучения составляет
4000 рублей, что почти втрое ниже аналогичных показателей в системе общего образования.
В отличие от классных руководителей, работающих в школе, они не получают доплат за воспитательную работу. Преподаватели ссузов в отличие от своих вузовских коллег не получают надбавки за ученые звания кандидатов и докторов наук.
Остается низкой – даже после очередной индексации на 50% – и стипендия учащихся ПТУ и ссузов: 315 рублей с 1 сентября 2007 года (для сравнения: вузов-
ская стипендия – 900 рублей).
Кроме того, необходимо принять во внимание, что учащиеся ПТУ и ссузов, поступившие в них после школы, с 2008 года потеряют право отсрочки от армии (для студентов оно сохраняется). Очевидно, что таким образом наносится удар по промышленности, нуждающейся в квалифицированных рабочих кадрах.
Все перечисленные факторы, помноженные на демографический кризис, не способствуют притоку молодежи в ПТУ и ссузы.
Так, по данным Рособразования, в этом году отмечался недобор в каждом пятом колледже, по учреждениям НПО эти цифры еще больше. По прогнозам специалистов, в связи с принятием закона об обязательном 11-летнем образовании в ближайшие два года уменьшится число выпускников 9 классов, поступающих в ПТУ и техникумы.
Но главная причина, по общему признанию, состоит в том, что престиж рабочей профессии остается по-прежнему низким в общественном сознании. Фраза «Будешь плохо учиться в школе – пойдешь в ПТУ», которой пугают нерадивых школьников родители и учителя, не теряет своей актуальности по сей день.
Как привлечь молодых специалистов?
По свидетельству заместителя генерального директора по кадрам и безопасности концерна «Тактическое ракетное вооружение» Владимира Бугреева, средний возраст рабочих на предприятиях этой отрасли составляет 60–70 лет.
– Несмотря на то что зарплата квалифицированных станочников порой достигает 60–80 тысяч рублей, что почти втрое превышает зарплату инженеров, молодые специалисты на производство идут неохотно, – отметил Владимир Бугреев.
Причина не только в неблагоприятном имидже рабочей профессии, но и в отсутствии эффективных социальных программ для привлечения молодых специалистов. Парадокс заключается в том, что, как уже отмечалось выше, по данным исследования, этой задаче работодатели уделяют второстепенное внимание, в то время как вновь поступающих на предприятие рабочих наравне с зарплатой интересуют отдых и лечение, жилье, детский сад и так далее.
Как отмечали участники «круглого стола», работодатели зачастую отдают предпочтение приезжим гастарбайтерам, даже не имеющим необходимой подготовки, а не хорошим специалистам, выдвигающим определенные требования. Получается, что, вопреки всем декларациям, наиболее конкурентоспособными оказываются не самые квалифицированные, а самые неприхотливые работники.
Необходимы налоговые льготы
Координатор программы «Модернизация начального профессионального образования» Национального фонда подготовки кадров Алексей Перевертайло подчеркнул, что «в современных условиях функции рабочих меняются коренным образом». По его мнению, это связано с новым оборудованием, которое требует принципиально иного уровня подготовки (тракторы и комбайны с компьютерным управлением, роботизированные системы).
Кстати, благодаря нацпроекту инновационные ПТУ и ссузы на выделенные средства существенно модернизируют свою материально-техническую базу, приобретая новейшие станки. Не случайно, согласно исследованию, более половины опрошенных придают первостепенное значение решению именно этой задачи.
В то же время работодателям становится все более невыгодным закупать оборудование для профильных ПТУ и ссузов из-за отсутствия налоговых льгот.
– Если мы и дальше будем платить налоги из прибыли на передаваемое оборудование, новая техника в образовательные учреждения поступать не будет, – заявил начальник отдела по подготовке кадров ОАО «РЖД» Игорь Чирва.
Замминистра образования и науки Исаак Калина напомнил о том, что «налоговые льготы не раз становились поводом для нарушений, но поскольку порядок в этой сфере наведен, то есть возможность предложить соответствующие законопроекты».
76 из 5900...
Подводя итоги «круглого стола», И.Калина отметил, что «национальный проект выступил в качестве стартера для запуска механизмов модернизации в системе профобразования», и в дальнейшем она будет все более соответствовать потребностям рынка труда и инновационной экономики страны.
Однако нацпроект не решает всех проблем НПО и СПО.
Ведь из 5900 ПТУ и ссузов серьезную финансовую поддержку получат толь-
ко 76.
А ведь именно учреждения этого
уровня особенно нуждаются в государственной поддержке с учетом того, что с 1 января 2005 года большинство учреждений НПО и СПО было передано с федерального на региональный уровень.
Так, по последним данным, в ведении Федерального агентства по образованию (Рособразования) находится соответственно 250 ПТУ из 3100 и 874 ссуза из 2800.
Из-за нехватки средств в регионах закрываются учреждения НПО и СПО, что вызывает тревогу среди специалистов, по мнению которых такая политика чревата социальным взрывом.
Поддержка инновационных ПТУ и ссузов на конкурсной основе продолжится в 2008 и 2009 годах.