Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2007
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ


Кириллова Светлана

Интеллектуальная книга в России

Записки с выставки Non/fiction № 9

В Москве завершилась Девятая международная выставка интеллектуальной литературы Non/fiction.

Каждая из этих выставок – индикатор интеллектуального чтения в России. Семинары и выставки можно заранее распланировать. Книжный ассортимент – нельзя. Каждый год издатели выходят на Non/fiction с теми книгами, которые, по их мнению, будут востребованы образованным читателем. И каждый год, как в калейдоскопе, на стендах выставки из разрозненных книжек собирается новая картина.

Настоящая Non/fiction

В этом году книг по философии оказалось значительно меньше, чем поэтических сборников.

Издатели убеждены: так и должно быть.

– Поэзия и есть настоящая non/fiction, – считает заведующая редакцией издательства «Время» Лариса Спиридонова. – Что есть поэзия, как не доказательство высокого интеллекта?

– Поэзия – это интеллектуальная литература, – убеждена директор издательства KPD (Таллинн, Эстония) Валентина Кашина. – По моему мнению, сегодня философская мысль в Эстонии развивается именно через поэтическое творчество. Об этом свидетельствуют молодые эстонские поэты, которых мы в рамках выставки привезли в Москву на поэтический вечер «Эстонская поэзия на русской волне», состоявшийся в Фонде «Русское зарубежье».

…Интересно, что сегодня в России почти каждое уважающее себя издательство интеллектуальной литературы стремится либо завести поэтическую серию, либо издать одну-две книги малоизвестных российских стихотворцев. Издается поэтическое наследие непризнанных советских поэтов, тех, кто при жизни довольствовался самиздатом.

– Наше открытие – Леонид Губанов. Это самый непубликовавшийся из великих поэтов ХХ века, – рассказывает Лариса Спиридонова. – Готовится многостраничная книга, включившая самиздатовские сборники. А при жизни поэта им было опубликовано всего четыре строчки в журнале «Юность».

…Издатели ищут «своих» поэтов по всем векам русской словесности.

Петербургский «Гиперион», известный знатокам своими прекрасными изданиями классической японской литературы, представил на Non/fiction неожиданную новинку: книгу Татьяны Александровой «Истаять обреченная в полете… Жизнь и творчество Мирры Лохвицкой». «А кто это такая?» – с любопытством спрашивали покупатели, посмотрев на обложку.

Жизнь и творчество (а порой даже имя) родоначальницы русской женской поэзии рядовому интеллектуалу пока не знакомы.

Но в тени многотомного Собрания сочинений Ницше или монографий по психоанализу тиражи поэтических сборников (например, в издательстве «Время») по меркам интеллектуальной литературы огромны: от тысячи до трех тысяч экземпляров.

Убедить учителя

Сегодня издатели интеллектуальной литературы пытаются заполучить в свой лагерь нового (или хорошо забытого старого) читателя. Это – учитель. Тот самый учитель, который в ближайшие годы, быть может, станет зарабатывать чуть больше – и сразу захочет пополнить свою библиотеку.

Во всяком случае, некоторые авторы представленных на выставке книг в этом абсолютно уверены.

«Рассчитываю на интерес к моему изданию со стороны учителей-словесников, всегда испытывающих острую нужду в методическом подспорье», – пишет профессор кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского госуниверситета Елена Душечкина в предисловии к своей монографии «Светлана. Культурная история имени» (издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге). Почему героиня знаменитой баллады Жуковского оказалась Светланой (поэт как будто собирался назвать ее Ольгой)? Как отозвалась баллада Жуковского в русской и советской литературе? Кто первым дал это имя дочери и сколько было Светлан – героинь советских и постсоветских романов и фильмов? Наконец, как складывались судьбы первых реальных Светлан (дочерей известных артистов и советской партийной элиты)? Неожиданный поворот темы сопровождает множество малоизвестных стихов и иллюстраций.

Хотя петербургские издатели стремились сделать книгу как можно доступнее, одев ее в мягкую обложку, рядовой учитель из российского региона, пожалуй, не сможет побаловать себя «Светланой» (ее издательская цена – 130 рублей, но в магазинах цены поднимутся до 180–200 рублей).

Издатели не отказываются от мысли работать на учительскую аудиторию.

Примером может служить давно ожидаемое издание «История деревянного человечка» (издательство «Совпадение»), задуманное явно еще к 70-летнему юбилею выхода «Золотого ключика».

Эта книга включает почти полный канонический корпус истории Буратино на русском языке: уникальный первый перевод на русский язык «Приключений Пиноккио», выполненный в 1906 году Камилло Данини, перевод той же сказки 1924 года, сделанный в Берлине Ниной Петровской по рукописи с правками Алексея Толстого, текст «Золотого ключика» и пьеса «Золотой ключик», написанная Толстым в 1936 году для Центрального детского театра в духе своего времени: в финале герои оказываются в «стране счастливых детей» – в СССР.

Подборку текстов о Буратино открывает толковый очерк для учителя (или просвещенного родителя), которому предстоит познакомить детей с «Золотым ключиком». Роль раритетной пьесы Толстого 1936 года тоже понятна: выкинуть пару реплик – не проблема, а к нуждам школьного театра текст адаптируется отлично.

История уходит

Одна из особенностей Non/fiction № 9: почти отсутствуют книги по политической истории России ХХ века.

Большинство издательств интеллектуальной литературы больше не включает в свои планы серьезные монографии на эту тему.

Дело, впрочем, не только в «смене вех» и навязываемых россиянам новых взглядах на историю.

Спрос на эту литературу, как предупреждали эксперты еще в конце 90-х годов, определялся конъюнктурой. В конце концов он иссяк.

Презентация новой серии издательства РОССПЭН «История сталинизма» в рамках Non/fiction опоздала лет на семь.

Вместо истории сталинизма образованный читатель охотно покупает все что угодно. Например, малоизвестную историю садово-паркового искусства в разных странах. («Сады Испании» Т.Каптеревой вышли в издательстве «Прогресс-традиция», а «Миниатюрные сады дальневосточного региона» – в издательстве «Наука»).

– Замечательная тенденция, – говорили на выставке издатели. – Россияне должны наконец начать читать книги про сады. Сколько они еще будут читать про политику?

Впрочем, кое-какой интерес к политической истории у российского образованного читателя остался. Волнует его теперь не собственное прошлое, а европейские тоталитарные идеологии ХХ века – нацизм и фашизм (что совпадает и с западной интеллектуальной модой).

Посольство Швеции и издательство «Самокат» предложили книги о Рауле Валленберге и иллюстрированный фотоальбом о Холокосте, предназначенный для младшего школьного возраста.

На интерес к тоталитарным идеологиям рассчитаны два новых перевода монографий, сравнительно недавно вышедших во Франции и Великобритании (2002 и 2003 годы). Обе посвящены «фашизму изнутри».

Монография профессора Оксфордского университета Клаудии Кунц «Совесть нацистов» («Ладомир», Москва) поднимает практически неизвестную в России тему: внедрение нацистской расовой теории в школы и вузы Германии. На уникальном архивном материале автор показывает, как всего за несколько лет режиму удалось превратить «расово индифферентных» среднестатистических немцев в людей, которые если и не вникли во все тонкости расовой теории (собственное незнание этих тонкостей идеологи нацизма, как выясняется из книги, тщательно скрывали), то по меньшей мере дважды подумают, прежде чем зайти за покупками в неарийский магазин.

Проявляя доверие к читательскому умению провести параллели и сделать выводы, Клаудия Кунц приводит сотни примеров и иллюстраций из немецких школьных учебников той поры. Она цитирует методические пособия для учителей, школьные слайды и схемы по пропаганде расовой чистоты. На какой-то странице читателю (в какой бы стране Европы он ни жил), несомненно, станет не по себе: вся эта навязчивая пропаганда в школе напоминает что-то гораздо более современное.

Другая книга на ту же тему и, несомненно, одна из лучших новинок Non/fiction № 9 – изданная во Франции пять лет назад книга Александры Лэнель-Лавастин «Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран» (издательство «Прогресс-традиция»).

В книге поднимается практически неизвестный российскому читателю пласт истории, касающийся истории и идеологии румынского фашизма (главные идеи – почвенность и православие) и феномена Железной гвардии – агрессивного мистико-политического движения, ответственного за террор в Румынии. Однако автора «Забытого фашизма» интересует другое: как смогла эта зловещая организация, быстро прекратившая свое существование, на всю жизнь заворожить большинство университетских интеллектуалов.

Быть может, лучшие страницы «Забытого фашизма» посвящены тому, как Мирча Элиаде и Эмил Чоран, признанные европейские мэтры, живущие в Париже, пытались завуалировать навязчивый кошмар своих юношеских идей. Но – не отказаться от них.

Обе монографии свидетельствуют о новом доверии к своему читателю. У этого читателя достаточно интеллектуальной отваги, чтобы не подпасть под смертельное обаяние, казалось бы, мертвых идей.

Ибо – как доказывают авторы – идеи до сих пор не похоронены.

Найти читателя

Один из уроков Non/fiction № 9 – издатели интеллектуальной литературы снова ищут своего читателя. Несколько лет казалось, что этот читатель стабилен, составляет особую, давно сложившуюся группу. Однако со временем в ней появляются и новые люди.

Об этом заставила задуматься огромная коллекция аудиокниг, представленная на выставке (их оказалось едва ли не столько же, сколько традиционных бумажных изданий).

Сегодня россияне слушают аудиокниги за рулем и во время занятий домашними делами. Многие составили целую библиотеку дисков, с помощью которых можно совершенствовать иностранные языки (издательства предлагают мультимедийные записи, в которых прочитанный текст открывается на компьютере). Важная деталь: аудиокниги намного дешевле своих бумажных сестер.

Издательство СПБГУ представило новинку – мультимедийные издания интеллектуальной литературы (например, «Интеллектуалы в Средние века» Жака Ле Гоффа, которую можно слушать или читать на компьютере). Покупатель этих изданий – персонаж еще почти неизвестный. Он приобретает более дешевую книгу – но у него есть компьютер. У него мало времени для чтения, однако он выбирает не роман, а монографию по средневековой истории. Вероятно, это молодой читатель с огромной жаждой знаний. Но что мы о нем знаем?

P.S. А в завершающий день выставки прошла презентация книги Николая Крыщука, выпущенной нашим Издательским домом. Книга называется «Биография внутреннего человека».

Возможно, многие из читателей вспомнят тексты, публиковавшиеся в «ПС» под одноименной рубрикой. Построенные в форме монолога самых разных людей – от философа Григория Померанца до этолога Виктора Дольника, эти тексты были о самом важном: «что я понял в этой жизни?».

Идея этого цикла была подсказана «Последней книгой» Симона Соловейчика. В одной из глав Симон Львович писал, что к своей прожитой жизни можно обратить три вопроса: «что я видел?», «что я понял?», «как я жил?». В первом случае рождаются мемуары, в третьем – исповедь. Попыткой же ответить на второй вопрос и явилась «Биография внутреннего человека».

Оказалось, что книга, рождавшаяся от номера к номеру, нужна многим: зал был полон. Один из героев и соавторов книги, Григорий Померанц, бывший на презентации, сказал: «То, что мы называем Богом, имеет свое положение в пространстве и времени, и это место – в глубине человеческого сердца. Однако слово не может подвести к нему вплотную, а в силах лишь указать направление».

Хочется надеяться, что во всяком читателе, открывшем эту книгу, возникнет чувство этого направления.

Книгу Николая Крыщука можно заказать в интернет-магазине http://bookshop.1september.ru/ или по телефону: 8 (499) 249-47-58.

Рейтинг@Mail.ru