Третья тетрадь
Детный мир
ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ
Чтобы спорт характер воспитывал, а не ломал
На что стоит обратить внимание родителям, отдающим ребенка в спортивную секцию
Когда у ребенка возникают проблемы, он, как нам кажется, занимается «не тем» или вообще ничем
не хочет заниматься, мы часто слышим совет: надо просто
найти занятие ему по душе! И вот мы уже записываем его в бассейн,
находим в своем районе шахматный кружок или секцию борьбы.
Но проходит совсем короткое время, и ребенок бросает то дело, которое ему предложили. Не будем спешить записывать его в лентяи. Совет – найти ему занятие по душе – был правильным. Но что мы должны знать о своем ребенке, чтобы правильно выполнить этот совет?
«Прежде чем подыскивать ребенку спортивное занятие по душе, нужно хорошенько изучить его характер», – делится опытом сотрудник отделения лечебной физкультуры и спортивной медицины Центра здоровья детей РАМН доктор медицинских наук Ирина Корнеева.
Добиться каких-то успехов, да и просто комфортно чувствовать себя на занятиях, ребенок может лишь тогда, когда он попадает в «правильное», соответствующее его типу личности место.
Если ребенок общителен, импульсивен, любит быть в центре внимания, для него в самый раз скоростно-силовые виды спорта: плавать в свое удовольствие на короткие дистанции или быть спринтером.
Такие дети достигают высоких результатов также в борьбе, горных лыжах и в теннисе. Из них получаются хорошие гимнасты, акробаты, сноубордисты и скейтбордисты. Потому что они двигательно одарены, быстро приобретают необходимые физические навыки, меньше других подвержены эмоциональному стрессу, склонны к риску. Им удается именно тот вид спорта, где нужен кратковременный всплеск энергии.
А вот когда ребенок застенчив, пассивен и чувствует себя гораздо комфортнее в одиночестве, чем в шумной компании, для него нужно выбирать цикличные виды спорта: легкую атлетику, триатлон (плавание, бег, велосипед), лыжный кросс. Таким детям нипочем монотонные тренировки. Они дисциплинированны, выносливы, редко отвлекаются.
Замкнутые, углубленные в себя дети, которым тяжело дается общение, обычно не выказывают интереса к коллективным спортивным играм. А значит, и не получают удовольствия ни от игры в футбол, ни от участия в командной эстафете. Зато они охотно займутся шейпингом и бодибилдингом.
Эти дети отличаются средним, а часто и низким уровнем тревожности. Так что на ответственных соревнованиях им цены нет. Показывают такие высокие результаты, каких во время обычных тренировок и в помине не было.
Подвижных, чрезмерно самостоятельных и излишне уверенных в своих силах детей тоже не надо направлять в командные виды спорта. Они слишком независимы, им хорошо только там, где каждый отвечает сам за себя.
А вот робким и впечатлительным детям командные виды спорта будут по душе. Они не склонны бороться за независимость, индивидуализм – не их конек. Правда, и рекордов от них ждать не стоит. Эти дети слишком тревожны и на соревнованиях выступают хуже, чем показывают себя на тренировках.
Дружелюбный, приветливый, покладистый, но несамостоятельный ребенок любит поступать «как все». Всегда ведомый, он тянется за сильными и активными сверстниками. Тут-то и сработает эффект «от обратного» – он никогда не нарушит правил игры. В команде им из-за этого будут страшно довольны.
Есть дети, которым нельзя делать ставку на спортивные рекорды. Соревнования им противопоказаны. Их нервная система не выдерживает таких стрессов. И хотя они общительны и у них хорошо развита интуиция, проигрывать они совершенно не умеют. Им не под силу заниматься такими видами спорта, где перевес одного соперника над другим выясняется в течение
всего состязания. Не стоит настраивать на спортивные достижения и детей апатичных, раздражительных, склонных к депрессии.
Они не могут долго показывать высокую работоспособность.
Спортивные занятия для них лучше планировать на вторую половину дня. Потому что с утра такие дети испытывают вялость. Еще они непостоянны, любое дело у них спорится, пока нравится. Неудивительно и вполне естественно, что они часто меняют свои спортивные увлечения.
Большинство видов спорта вообще не дается нерешительным, подверженным навязчивым страхам детям. Но если постараться, к спорту можно привлечь и их. Легкая атлетика и лыжи – для них настоящая находка.
А вот детей, которые страдают повышенной утомляемостью, заинтересует только бассейн. Их всегдашнюю вялость, склонность к ипохондрии и плохой сон там как рукой снимет.
У некоторых детей слишком скоротечно меняется настроение: они то очень общительны и добродушны, то вдруг вспыльчивы, драчливы и грубы. Неуравновешенность их нервной системы нередко сочетается с функциональными изменениями в сердечно-сосудистой системе. Вердикт неутешителен: спортом им можно заниматься только под контролем врачей, регулярно делая электрокардиограммы.
Им категорически не рекомендуются соревновательные виды: борьба, теннис. Из-за высокого уровня тревожности они не покажут высоких результатов на важных соревнованиях, хотя на соревнованиях промежуточных, неответственных вполне справятся с нагрузкой и команду свою не подведут.
Детей, которым свойственны мелочная скрупулезность, властность и консерватизм, нужно научить самому главному – умению расслабляться и психологически, и мышечно. Их не надо настраивать на победы и рекорды. Спортом они смогут заниматься только ради оздоровления.
...Чтобы оградить ребенка от перегрузок, стрессов и разочарований, когда он ошибочно выбирает «не свой» спорт, можно ему неназойливо подсказывать: вот это, похоже, твое, попробуй, тебе понравится.
Зная, что особенности нервной системы ребенка не дадут ему стать победителем в ответственных соревнованиях, нельзя подшучивать над его проигрышем. Наоборот, нужно постараться убедить такого ребенка в том, что в его жизни обязательно будут победы, просто они будут другие.
Можно поговорить с тренером и рассказать ему о сильных и слабых сторонах характера ребенка. Тогда им будет легче найти общий язык.