Третья тетрадь
Детный мир
«Если бы у человека не было мысли, как бы он мечтал?»
Отрывки из работ шестиклассников, написанных на одном уроке свободного письма в середине ноября
В этих работах безмятежность и тревога, восклицания и нежность – то, что живет в глубине души каждого. Самый гиперактивный ребенок, у которого ни минуты покоя,
все же успевает сотворить. Очень вспыльчивый оказывается лиричным, а главная хохотушка в классе – серьезной. Новенькая девочка сначала просто сидела, ничего не писала,
а потом вдруг решилась, заглянула в себя, доверилась.
Пишут про футбол и рыбалку с отцом в детстве, про каникулы, про лето и велосипед. Еще о том, чем отличается зануда от остроумного человека. Конечно, пишут о любви.
И все это – о себе.
Виль:
Пишу о том, что вижу перед собою.
Карта, пожелтевшая, но не истрепанная.
Доска, хранящая в себе тысячи географических названий, рисунков, записей…
Пенал с оранжевой машиной, на которой я бы прямо сейчас уехал в мою дорогую летнюю Черногорию.
И тетрадь свою вижу, слегка грязноватую, но осмысленно грязную.
А себя не вижу. Даже не знаю почему.
Настя:
Если летом закрыть глаза, станет темно (перед глазами). А зимой совсем другое дело. Перед закрытыми глазами становится светло-светло. Какое-то полотно, похожее на облако. А если на глаза немного надавить, увидишь такую картину движущуюся, как будто падаешь в огромный чан с молоком.
Вот я думаю, когда-нибудь, веков через пять, будут написаны все возможные комбинации нот, слов, рифм. Что же будут делать люди? Ведь жить без музыки, книг – невозможно.
Наташа:
О Господи! Как быстро меняется жизнь. Она перетекает из стакана в стакан, расплескиваясь годами, меняясь в ту сторону, в которую не ждешь.
Учителя ругают вечно за это и за то. Ругать мы их не будем и обижаться тоже. Они и так на нервах от нашей суеты.
Унылые дома стоят рядами. Деревья покрасились в красный, желтый, охряный цвет. Листья летят быстро и перекручиваются так, как будто за рулем опытный Шумахер. Листья на земле, на крышах. Тысячи людей с граблями убирают красные, желтые, охряные листья. А я бегу!
Мальчик, которого зовут труднопроизносимым азербайджанским именем, и он просит, чтобы мы называли его Федей:
Снег падает. Вокруг лед.
Что мне делать? Вокруг никого нет.
Я один. И мне скучно.
Вокруг зима.
Она одна.
Скучная зима.
Весна одинока.
Пролетает время.
Наступает лето…
Однажды я увидел, как бьют моего друга. Я побежал спасать, но Их было много. Когда Они ушли, я помог другу встать. У него было много крови и сломано ребро. Мы вызвали «скорую». Друга отвезли в больницу, а я пошел домой. Потом я пришел к нему в больницу. Я спросил:
– Как себя чувствуешь?
А он ответил:
– У меня нога сломана.
– Ты теперь не будешь в футбол играть?
А он сказал:
– Не буду.
Никита:
Сейчас зима 2007 года. Она никакая. Ничего нет отдельного. Все смешалось. То холодно, то тепло (по меркам зимы). Невозможно угадать, какая будет погода. Хотя иногда можно, но с ошибками. Все с ошибками. Невозможно жить безошибочно. Все ошибаются. Всегда.
Лиза:
Сегодня все как всегда. Холод, подъем, побудка сестры, телевизор, холодный завтрак, грязь, снег, вонючий троллейбус, школа, перемена, урок, смех, страх, перемена, раздевалка, снег, грязь, вонючий троллейбус, дверь, телевизор.
Осенние листья совсем не смотрятся среди белого блестящего снега. Они как тряпочки, развешенные на деревьях.
Снег не имеет ни цвета, ни запаха. Но все-таки, когда он выпадает, выходишь на улицу и понимаешь – пахнет снегом!
Катя:
Иногда бывает грустно. И когда всем смешно, тебе холодно, одиноко и скучно. И когда дождь, тоже скучно. Ты включаешь в комнате свет и стоишь у окна и смотришь туда. У меня из комнаты видно двор. Там фонарь. И когда ты на него смотришь, видишь, как капает дождь. И тебе грустно.
Антон:
Если бы у человека не было мысли, как бы он мечтал? Хорошо, что есть мысль. Человек может мыслить о природе, о жизни, о своих родных, о любви. Мысли – интересная вещь. Без мыслей человек был бы ничем не занят. А с мыслью он думает: сейчас построю что-нибудь, хоть лавочку.
В школе мне весело, хорошо. С ребятами сегодня мы делали спектакль про древнегреческие мифы. Мы долго репетировали. А на сцене я чуть не заплакал из-за них. Ну мы столько репетировали – и все напрасно. Все равно мне хорошо в школе.
Лиза:
У меня есть такса. Ее зовут Капа. Она любит поесть. Дома – чай, иногда молоко, иногда с газировкой, конечно же, сосиски, колбасу, мясо, мятные конфеты. На улице – всякую тухлятину. Фу, гадость. Спит она всегда на солнце. Все равно где. А ночью под одеялом. Как я не люблю запах сигарет и больших собак! А выглядит она так: черная, блестящая, толстые короткие лапы чуть кривоваты. По росту – маленькая, по длине – длинная. Хвостик. У нее есть ошейник с фонариком. Когда мы гуляли вечером и включили его, какой-то прохожий пошутил:
– Надо красный фонарь и на зад повесить.
Вася:
В детстве я очень любил варенье. И часто ел его тайком от мамы. Но однажды мама меня засекла, поскольку я забыл закрыть буфет.
– Вася, иди сюда! – раздался голос из кухни.
С замиранием сердца и липким лицом я медленно пошел на кухню.
– Ну что, понравилось варенье?
– Какое варенье?
– Малиновое.
– А оно у нас где?
– В буфете. Все, признавайся. – И мама пошла на меня.
– Я не виноват, это все варенье.
С тех пор я ем варенье только по разрешению.
Жизнь прекрасна. Ты понимаешь это, лежа на диване под теплым шерстяным пледом, перед телевизором. И с грустью, потому что ничего не надо делать. Все вокруг тебя крутятся, вертятся.
– Вася, иди заниматься!
И все.
Первый снег похож на белый флаг, который подняло лето. И всю зиму этот белый флаг падает на нас. А потом весна поднимает летнее знамя.