Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Ценностные ориентации современных молодых людей все сильнее сдвигаются в сторону прагматизма. Такой вывод следует из опроса «Актуальные проблемы современного молодого человека», который был проведен в пяти административных районах Тулы.
Как отмечают социологи А.Самсонова и Е.Ефимова в статье «Молодежь Тулы: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни» («СОЦИС», № 11 за 2007 год), если в 2004 году среди наиболее жизненно важных ценностей молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет первое место занимало здоровье, то сейчас – материальное благополучие. Примечательно, что образование в ценностных ориентациях молодежи оказалось лишь на 8-м месте.
По мнению молодых людей, достижению жизненного успеха в большей степе-
ни могут способствовать: связи, знакомства (68%), хорошее материальное положение (58,8%). Вместе с тем 66% участников опроса ради достижения успеха готовы получить дополнительное образование, 56,4% – работать не покладая рук.
Вариант «выехать за рубеж» считают перспективным 43,2% респондентов, 38,8% готовы пойти на риск или авантюру.
Данные исследования, по мнению авторов, свидетельствуют о том, что на смену традиционализму и коллективизму приходит индивидуализм, когда каждый молодой человек конструирует свою жизнь на основе собственного выбора в сферах труда, образования, потребления, отношений с другими людьми.
О необходимости учета в образовании гендерных факторов пишет С.Козырева в статье «Гендерные аспекты начального образования» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 9 за 2007 год).
На базе школы города Улан-Удэ автор провела исследование изменений в видах деятельности мальчиков и девочек в разные возрастные периоды. Исследование показало, в частности, что если в начале школьного обучения активны 73% мальчиков и 60% девочек, то к концу обучения в начальной школе девочки обгоняют своих сверстников, становясь более успешными и активными. Особенно заметен этот разрыв в классе развивающего обучения, где активны 84% девочек и всего 36% (!) мальчиков.
Вывод автора заключается в том, что в период начальной школы более целесообразным является раздельное обучение, так как в условиях совместного обучения мальчики поставлены в заранее проигрышную позицию.
Проблеме вовлечения родителей в образовательный процесс посвящена статья заместителя директора по воспитательной работе С.Банникова «Основные принципы проведения родительского собрания» («СПРАВОЧНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ», № 8 за 2007 год). Опыт автора свидетельствует о том, что родители становятся более активными и открытыми, когда они получают максимально полную информацию о школьной жизни ребенка, но при этом остаются незатронутыми «болевые точки» – проступки и неудачи их детей. Поэтому С.Банников придерживается принципа: никогда при постороннем человеке, будь то ученик или чужой родитель, ничего не говорить заинтересованному родителю о его ребенке.
Так, например, к родительскому собранию в десятом классе вся «персональная информация» была собрана накануне у каждого учителя и распечатана на отдельном листке для конкретного папы или мамы. А проблемы для обсуждения на родительском собрании определились во время предварительных бесед с родителями. Само собрание было проведено в групповой форме. Перед началом собрания столы в классе были расставлены так, чтобы каждая группа имела свое рабочее место. На каждом рабочем месте организаторы собрания положили листы цветной бумаги определенного цвета и письменные принадлежности. В каждую группу вошли те родители, которые выбрали листы какого-то одного цвета. Этот способ деления позволяет собрать в одной группе людей со схожим психологическим настроем на работу. Как правило, наиболее активно на всех собраниях ведут себя те родители, которые выбирают оранжевый или желтый цвет.
Когда распределение на группы завершилось, каждая группа выбрала свою проблему для обсуждения. Причем «выбор» проблемы происходил по принципу «вытянутого билета». После чего в группах началось обсуждение проблем, в котором приняли живое участие даже те, кто раньше сторонился друг друга.