Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
Интернет
В последний месяц года, перед наступлением зимних каникул, самое время подумать, куда бы можно было отправиться с детьми. В этой колонке я предлагаю некоторое количество ресурсов, которые могут помочь учителю в разработке новых образовательных маршрутов.
К сожалению, у нас не так много туристических фирм, которые занимаются зимним образовательным отдыхом детей. Если традиционно начинать со столицы, помимо стандартных маршрутов по Красной площади и старой Москве, можно заглянуть в московские музеи. Физикам может быть полезен Политехнический музей (http://eng.polymus.ru/rv), биологам – Музей Дарвина (http://www.darwin.museum.ru/), историкам – Музей политической истории России (http://www.polithistory.ru) или Музей народов Востока – http://www.arcaucasica.ru/
Помимо этого, если ваша школа находится далеко от Москвы, то можно подобрать более близкий вариант из более чем 3000 музеев на сайте «Музеи России» – http://www.museum.ru/
Также в Москве можно обратиться к услугам профессиональных экскурсоводов, например, в фирме АНЭПО «Московские маршруты» – http://www.mstours.ru/, у которой разработан экскурсионный цикл «Я шагаю по Москве». Образовательный центр «Шаг в будущее» предлагает нестандартный взгляд на образовательные походы. «Вы узнаете, как рождается кино и где водятся московские привидения», обещают организаторы на сайте http://www.steptofuture.ru/
А по этому адресу вы сможете найти каталог экскурсионных предложений по Москве и Петербургу – http://www.kop.ru/?go=cat&sh=64&ar=0/. Также много экскурсионных программ для школьников есть на сайте бюро образовательных программ «Алетта» – http://new.aletta.ru/excursion/
Если же вы хотите открыть детям свою Москву, не обращаясь к гидам, то рекомендуем приобрести «Каталог экскурсий: Познавательный и образовательный туризм в Москве» – http://www.phnet.ru/book/index.asp?id=75500/
Однако что делать педагогам, которым трудно добраться с учениками до Москвы или Золотого кольца? Стоит оглядеться – вдруг интересные в образовательном смысле места расположены совсем рядом?
Так, иркутским учителям будет любопытно зайти на сайт образовательного центра «Экскурс…» – http://www.semira.ru/, который предлагает, например, путешествие к Байкалу с посещением питомника камчатских собак. Педагогам в Удмуртии стоит обратить внимание на экологические экскурсии в Нечкинский национальный парк – http://v4.udsu.ru/default/fdo_nechk_park/. А башкирским учителям нелишним будет зайти на сайт Республиканского детского образовательного центра туризма – http://www.childtur.ru/
Там же, в Уфе, находится НОУ «Уральский РЭК» – http://www.urec.ru/, который с 5-го по 13 января проводит зимний математический оздоровительный лагерь.
В начале XX века петербургский профессор Иван Михайлович Гревс писал, что экскурсия для учащихся – одно из «лучших орудий образования», считая ее возбудителем «целых серий новых образовательных течений, процессов, познаний, эмоций, волений, созиданий». Педагогам, собираясь в путешествие, будет интересно прочесть «Очерки истории российского туризма и образовательные экскурсии в дореволюционной России» на сайте http://nkosterev.narod.ru/met.html/, а также ознакомиться с документами Министерства образования и науки, регламентирующими образовательные экскурсии и финансирование школьного туризма.
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
oleynikov@1september.ru