Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВНЕ КАНОНА


Если вы решили попробовать, то...

...главное – не мешать, а вдохновлять. Минимум замечаний. Максимум идей.

...в начале урока полезно прочитать вслух что-то красивое, художественное. Стихи, например. Это поможет сосредоточиться ребятам. Им не обязательно подхватывать тему. Но они могут уловить интонацию. Законы жанра. Поэтому логично читать малые жанры.

Конечно, в каждом классе есть романисты, творцы длинных любовных, фантастических или приключенческих романов, с продолжениями на полгода. Но таких единицы. Зато хокку, японские трехстишия, очень популярны.

...важно помнить, что прямые и разумные советы по поводу темы текстов (напиши о походе воскресном, о викторине вчерашней) почти никогда не исполняются. Возможно, не так значимы для ребят школьные события, чтобы тратить усилия на их описание.

...если у кого-то точно нет настроения писать, пусть не пишет. А выполнит задание по предмету на карточке. Запас этих карточек должен быть под рукой.

...время от времени можно почитать вслух тексты тех, кто хочет получить немедленный отклик, не дожидаясь выхода книжки. Обычно реакция ребят мгновенна и непосредственна. Восхищение, потрясенная тишина. Смех. Равнодушная болтовня. Иногда можно спросить, что именно произвело впечатление на слушателей. Но чаще комментарии излишни.

...если ребенок отдает свой текст для публичного исполнения педагогу (есть собственники, которые только сами читают, никому не доверяют), нужно постараться раскрыть все лучшее в работе: интонацией, корректировкой по ходу погрешностей стиля. Это поможет ребенку поймать свои ошибки лучше многих упражнений.

...полезное занятие – обменяться тетрадями и поправить карандашом друг другу ошибки, вычеркнуть лишнее, вставить недостающее. Тут камнем преткновения может стать понятность почерка. Поэтому о возможности такого упражнения нужно предупреждать заранее. Те, кто пишет неразборчиво, могут переписать какие-то тексты на отдельные листочки специально для друзей. Заодно подумать о пользе каллиграфии.

Можно распечатать тексты без подписей, раздать наугад и предложить отредактировать чужой текст, написать на него краткую рецензию, не зная имени автора. Чтоб личные отношения не мешали.

Естественно, после каждого урока учитель тоже проверяет ошибки в тетрадях, следит за их проработкой.

Рейтинг@Mail.ru