Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВНЕ КАНОНА


Печатникова Людмила

Урок свободного письма

А что если хоть одно занятие в неделю отдать ученикам для выражения ими своих мыслей, чувств или рассказа о событиях, действительно волнующих?

Мы наверняка прекрасно разбираемся в своем предмете: реакции, формулы, даты и правила. Мы обычно много знаем про наших учеников, часто обсуждаем с коллегами, почему они такие шумные, нервные или вялые, равнодушные: семья, детские болезни, друзья во дворе. Но очень редко успеваем выслушать ребенка, чтобы понять, о чем он думает, к чему стремится, как протекает его жизнь. А ведь такой монолог одинаково важен как для слушателя, так и для рассказчика. Ребенку хочется чувствовать, что он интересен педагогу, окружающим людям. И не в момент открытия, победы, а в повседневности, со всеми своими дурацкими идеями и незначительными воспоминаниями, которые вертятся у него на кончике языка.

Истоки

Ничего нового нельзя придумать. Тем более в педагогике. Уже давно французский педагог Селестен Френе понял, что дети лучше всего осваивают родной язык в процессе написания и публикации собственных текстов, которые потом собираются в книгу.

Вроде бы у нас в школе дети и так много пишут: сочинения, изложения, эссе, рефераты. Множество текстов по любому предмету, по разным темам. Но почти всегда круг тем для этих текстов жестко определен. Как минимум необходимо оставаться в рамках предмета: физики, биологии, литературы. Стилистика, лексика, композиция, синтаксис – нормированы. И это уже не совсем свой язык, не совсем родной. Это образцы, которым следует подражать. Но ведь у школьника есть свой мир, свой язык. Только в школе для них мало места. По крайней мере на уроке.

А если попробовать хоть один урок в неделю отдать ученикам для свободного выражения своих мыслей, чувств, рассказа о событиях, действительно волнующих? Хотя бы ради повышения грамотности, субъектности – чего угодно. Лишь бы ребенок почувствовал, что школа – такое место, где можно говорить о важном, совсем личном. О чем редко говорят с родителями, с друзьями. Не потому что секрет. Просто некогда. Неловко. Кажется, что твои мысли, истории никому не интересны.

Детям необходимо говорить, рассказывать не в пустоту, не в равнодушное молчание взрослых, занятых серьезными проблемами, а в мир. Учителям, одноклассникам, родителям. Себе в будущем. Потенциальным потомкам. Словом, вечности.

Урок свободного письма

Один урок в неделю. Он может числиться уроком русского языка (грамотность и в самом деле повышается), литературы, классным часом… Все или почти все написанные тексты будут напечатаны в книге. Люди прочтут, поймут. Подумают о тебе.

Пишем свободно. О чем хотим и как хотим. Сколько хотим. В тексте человек свободен как нигде. Никаких законов природы, никаких правил. Только твоя воля. Свободное письмо.

Но есть ограничения. Как у всякой свободы.

Текст для всеобщего прочтения. Не хочешь рассказывать о чем-то лич- ном – не пиши. Найди сюжет, которым хочется поделиться.

Конечно, никакой нецензурщины. Подбираем печатные слова и выражения. Желательно, понятные не только сверстникам, но и взрослым. И никаких личных оскорблений.

Желательно, чтобы текст было интересно читать другому человеку. Не скучно. Чтобы настроение возникало у читателя. Мысль появлялась. Если сам знаешь, ради чего пишешь, значит, будет ради чего читать.

Последнее ограничение – на уроке обязательно должно быть тихо. В шуме мысли и слова не слышны.

Поначалу дети бесконечно спрашивали:

– А можно я напишу про свой день рождения?

– А можно про свою кошку?

Каждый раз терпеливо в ответ – все можно. Свобода. Про что хочешь, про то и пишешь. Ты автор – и сам решаешь, сам за все отвечаешь.

К зиме в класс пришел новенький. Удивленно таращится на пишущих одноклассников. Странный урок – свободное письмо. Ни темы, ни задания, ни отметок. Начинает выяснять: что можно. И хор голосов в ответ: свободное письмо. Про что хочешь, про то и пиши. Решай.

После эйфории от возможности написать обо всем, что рвалось наружу, наступает следующая стадия. Трудно найти новую тему. О чем писать? Ничего не придумывается.

– У меня сегодня нет вдохновения. Нет мыслей. Ничего не произошло за неделю.

Обсуждаем ситуацию: как быть? Откуда взять вдохновение? Как рождаются мысли? Они всегда есть в человеке или приходят? Что может стать основой текста? Как поймать свой собственный интерес?

Неожиданное открытие. Можно писать о том, что видишь. Просто оглянись вокруг себя в классе. И получится интересный текст. У каждого свой. Хотя вокруг у всех одно и то же. Можно посмотреть в окно. На себя в зеркало. Можно писать о детстве. Когда маленький был. Можно писать обо всем, что приходит в голову. Это интересно людям. Сюжетных текстов становится все меньше. Все больше философских, лирических. Что дальше будет? Трудно сказать.

Свободное письмо требует более свободной атмосферы. Кто-то садится в углу и строчит на коленке. Пожалуйста, если это другим не мешает. Кто-то в наушниках слушает музыку. У многих наушники без музыки – спасение от шума, неизбежного, когда в классе сидят двадцать с лишним детей.

Кому-то, напротив, разговоры помогают. Пока не обсудит что-то шепотом с соседом, пока с учителем не пообщается – ничего не напишет. Кто-то пришел и сразу застрочил. Кто-то сидит мучается. Ищет. Нашел! А тут звонок. В следующий раз постарайся заранее подумать, о чем писать будешь. Мало кто продолжает текст, начатый неделю назад. Жизнь стремительна.

Почти все пишут без черновиков. Конечно, зачеркивают, пачкают. Но сразу в тетради. Наверное, потому, что каждый раз неповторимо пишется. Начнет переписывать – получится что-то совсем другое.

Важная часть работы – на компьютере. Собственные тексты, отредактированные ребятами, проверенные учителем, автор собственноручно перепечатывает на компьютере. Дома, в свободное время в школе. Как получится. Но обязательно сам. Все подряд. Или лучшее. Или то, что покороче. Как захочет. Для книги. Можно нарисовать иллюстрации. Они сканируются и также размещаются в книге. Конечно, труд по верстке ляжет на плечи педагога. Безопаснее сразу обозвать сборник альманахом. Чтобы выпускать его не регулярно, а по мере возможности. Внутри книжки стоит выделить главы. Или по авторам, или по тематике. Когда все тексты собрались, читаешь и смотришь. Вот стихи. Вот фантастика. Вот всякие размышлизмы. Вот мемуары.

Полка книг с творениями одноклассников появляется в каждом доме.

Реакция родителей (отрывки из анкет)

«Читать интересно. Но от некоторых текстов волосы на голове встают дыбом. Мысли о смерти в детском возрасте должны настораживать».

«Удивительно. У десятилетнего ребенка поток сознания в стиле Гришковца. А там и до Джойса недалеко».

«Какие-то рассказы дали мне возможность с новой стороны, глубже увидеть их авторов».

«Паша не умеет грамотно сюжет выстроить. Владик про какие-то хулиганские проделки рассказывает. Разве можно такое разрешать? Кто-нибудь следит за этими детьми?»

«Мы всей семьей читали вслух книжку. С огромным удовольствием. Вместе смеялись. Иногда грустили».

«Поразительно. Какие мысли у наших детей в головах. Какая речь красивая. Какие они наблюдательные».

«Мне казалось, что если не задать детям тему, они будут писать всякую ерунду. Оказалось, в этой ерунде много интересного. В книге, как в зеркале, видно лицо всего класса и каждого ребенка».

«Муж отнес книгу на работу. Пусть люди почитают. Подумают. Понаслаждаются».

На будущее

Свободу нельзя отменять. Это значит: каждую неделю урок свободного письма. Что бы ни происходило. Как бы скептически ни относилась к этому администрация и коллеги. По пятницам на четвертом уроке (или по понедельникам на третьем) всегда свободное письмо. Перенести можно что угодно, только не это. Дети постепенно привыкают. Втягиваются. Начинают ценить. И даже возмущаются, если кто-то пытается отнять часть урока на какой-нибудь важный предмет.

– У нас свободное письмо. Мы пишем!

Рейтинг@Mail.ru