Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Что больше всего ценят подростки в учителе?

Во время консультаций психологу приходится вести беседы с подростками о самых разных проблемах, в том числе школьных.

И постепенно вырисовывается портрет того идеального учителя, которого хотели бы видеть у себя в классе сегодняшние старшеклассники.

Ресурс искренности

Для подростков важно, чтобы педагог был человеком предельно честным и искренним. Кстати, искренность является важным педагогическим ресурсом, которому, как правило, не придают значения. Более того, многие учителя считают, что искренним быть опасно. Но успешны как раз те учителя, которые говорят: «Я радуюсь тому, что ты…», «Меня огорчило…», «Ты знаешь, у меня появилась тревога после твоих слов…»

Подросткам нравится, когда учитель конкретен и последователен в предъявлении своих требований. Недавно одна девочка рассказала показательную в этом смысле историю. Ребята вместе с педагогом должны были срочно куда-то уйти, но учительница долго не могла найти ключи. И девочка запомнила, как учительница сказала: «Простите меня, пожалуйста. Я понимаю, что уже долго ищу ключи, но мне понадобится еще время». Учительница не стала оправдываться, не сказала: «Извините, мне нужно задержаться». Она сообщила вполне конкретные вещи: «Мне нужно время, чтобы справиться с этой проблемой. Я прошу вас меня понять, хотя мы опаздываем».

Девочка также заметила, что «эта учительница всегда конкретна и в оценке наших поступков». Мне кажется, это очень важное замечание. Мы часто выносим общие оценочные суждения: «Какие вы все медлительные», «Как вы меня расстроили этой контрольной»… или выражаем свои чувства, не привязывая эмоциональный выплеск к ситуации.

Отметим, что, будучи последовательным в своих требованиях, педагог имеет основания ждать такого же ответственного поведения от учеников.

Фракталы и фенечки

Очень ценится компетентность. Причем компетентность различного рода: общекультурная, методическая, коммуникативная. Например, почему у меня там фенечка заплетена, а здесь завязана? Почему у меня не все пальцы на руке замазаны черным лаком? Почему у меня прическа скина, а ботинки у меня без железных носков, на тонкой подошве? Чем отличаются перекрещенные молотки и перекрещенные мечи в татуировке?

Подростки хотят, чтобы учитель не боялся их эпатажного внешнего вида, демонстративного поведения, смелых суждений, словом, принимал их во всем многообразии проявлений. А вот чего не любят молодые люди, так это когда взрослые начинают слишком сильно подстраиваться под них, цитируют слова из модных в молодежной среде песен, начинают разговаривать с программистами на их птичьем языке.

Педагогу важно показать: я не говорю с молодым человеком на его языке, но я компетентна в неформальной лексике.

А что там еще?..

Старшеклассники очень тонко чувствуют, когда они интересны учителю не только как ученики, выполняющие определенные обязанности, но и как личности. Ребята тянутся к тем педагогам, которые видят их человеческие качества: «Я ценю твою настойчивость», «…твою уверенность в себе», «…твои интересы», «…твое трудолюбие», «…то, как ты преодолеваешь трудности»…

…Заинтересованное, внимательное участие – одно из главных условий развития ребенка. Внимание учителя к личностным особенностям ученика подпитывает ученический интерес к учебному предмету. Этот интерес помогает сформировать у ребенка потребность во взаимодействии с учителем и умение договориться со взрослым об общей программе действий.

Рейтинг@Mail.ru