Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Витковский Анатолий

Задачи на совместное действие

Особенности педагогической поддержки старшеклассников

У детей каждого возраста существуют свои особые задачи развития, для решения которых требуется помощь взрослых, в первую очередь родителей и педагогов. Есть такие задачи и у старшеклассников. Вот только, как показывает опыт работы известного специалиста в области психологического обучения и развития подростков, психолога-педагога московского Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» Ольги КАРДАШИНОЙ, современные старшеклассники слишком часто не находят в школе необходимого понимания.

Как решить самое трудное

Каждый день ко мне на консультацию приходят подростки. И в общении с ними я все больше убеждаюсь, что причины разочарования в себе, сверстниках, значимых взрослых часто кроются в том, что ребята многократно проживают в школе одни и те же стрессовые ситуации, с которыми они никак не могут справиться.

Причины стрессового воздействия могут быть самыми разными, но последствия часто проявляются в том, что ребенок раз за разом отказывается выполнять какую-либо работу. Скажем, отказывается готовить доклад в паре с одноклассником или делать домашнее задание в творческой форме.

Чем здесь может помочь учитель? Прежде всего нельзя оставлять такое положение дел без внимания, делать вид, что все в порядке. Необходимо разобраться, в чем конкретно состоит проблема ребенка. Например, предложить ученику написать на листке три вещи, которые затрудняют его взаимодействие со сверстником, и три вещи, которые могли бы облегчить это взаимодействие. А затем можно будет вместе обсудить: куда, скажем, отнести фразу «Я – критична»? В то, что помогает, или в то, что мешает общению? Когда суть проблемы проясняется, легче найти ресурс для ее решения.

Конечно, работа требует от педагога дополнительных затрат времени и сил, особенно если у него таких проблемных учеников по шесть человек в шести классах. Но это легче сделать, если настраиваться на такого рода деятельность в начале рабочего дня: «Мне надо провести сегодня 4 урока, и при этом у меня будут некие профессиональные «виньетки», то есть работа по 10–15 минут вот с тем-то, с тем-то и с тем-то, кому, как я вижу, трудно даются подобные задания».

Когда меняются ожидания

Бывает и так, что проблемным «вдруг» становится весь класс. В этом году мне пришлось наблюдать такую ситуацию в одном из десятых классов. Класс – профильный. В нем собрались ребята, которые прежде учились в разных классах. Поначалу они присматривались друг к другу, к учителям, сравнивали их со своими предыдущими учителями. И первое время их ожидания от учителей были вполне адекватными: старшеклассники относились к педагогам как к источникам новой информации. Но примерно через три-четыре недели совместной учебы картина резко изменилась. После того как ребята лучше узнали друг друга, прошли через ряд психологических тренингов, съездили вместе в пансионат, приоритеты расставились следующим образом: за учебу мы примемся в выпускном классе, а пока, поскольку у нас подобрался такой чудесный коллектив, мы будем тусоваться. А если особо требовательные учителя попытаются этому помешать, мы найдем способ «нейтрализовать» их усилия.

Очевидно, это не лучшая установка для десятиклассника. Но что должно произойти, чтобы это поняли сами ребята?

Сотрудники психологической службы школы пригласили ребят и учителей, которые с ними работают, на встречу. Когда все собрались вместе, состоялся разговор о том, чего ждут от нового учебного года взрослые, а чего – дети. В результате ребята изменили свои взгляды на смысл обучения в 10 классе.

Вывод из этой истории таков: в начале каждого нового этапа школьной жизни очень важно прояснить совместные ожидания. Иногда такое прояснение уже само по себе снимает проблему. А второй шаг: показать последствия того или иного выбора. Ты действительно хочешь не утруждать себя учебой сейчас – но нагрузить сверх всякой меры в одиннадцатом классе?

Обычно педагоги ждут от старшеклассников определенных действий, но забывают о том, что у школьников тоже присутствуют свои ожидания. Одни ребята настроены на попустительское отношение учителей (лишь бы меня не трогали на уроке), другие хотели бы видеть требовательного педагога, третьим нравятся преподаватели с исследовательским типом поведения. При этом какой-то мотив в ожиданиях конкретного класса является преобладающим в конкретный период. Последнее обстоятельство следует подчеркнуть особо, поскольку ожидания школьников меняются с течением времени и динамика этих изменений может быть чрезвычайно быстрой.

Слова для опасений и надежд

Одно из самых трудных для современных старшеклассников психологических упражнений называется «Перекресток». Это упражнение, где ведущий предлагает ребятам выбрать какие-то варианты будущего. Скажем, предлагается три варианта: я хотел бы иметь больше новых знакомых; хотел бы поддерживать отношения со старыми знакомыми; не хотел бы иметь никаких ожиданий на этот счет: что будет, то будет. И нередко оказывается, что молодой человек не может выбрать свой вариант. Он начинает говорить «я хочу» и останавливается... «не знаю», «слово не находится…». В чем дело? Оказывается, у ребенка нет опыта объяснения своей позиции, выражения своих чувств. В школе он этот опыт не получает. А ведь, казалось бы, в школе существует масса возможностей для этого. Особенно на уроках литературы, истории, МХК. Почему, к примеру, учителю литературы не предложить ребятам ответить на вопрос: что я чувствую, глядя, скажем, на то, как разные художники изобразили страхи героев Достоевского?

Увы, далеко не каждый учитель обращает внимание детей на «отношенческие» детали, на внутреннее пространство другого человека. В этом смысле старшеклассники очень четко делят людей на равнодушных и неравнодушных. Причем учитель может быть неравнодушным к содержанию материала и на уроке заслоняться этим содержанием от контакта с ребятами. Ведь очень легко спрятаться за материалом. И очень легко обидеться: «Я так много готовился, я вам столько всего рассказал, а вы такие...». Труднее быть внимательным не только к тексту, но и к восприятию его учениками. А если еще вкусы ученика не совпадают с литературными пристрастиями учителя? Если ученику не нравится тот же Достоевский? Многие ли учителя попытаются прояснить причины неприятия любимого писателя?

Главные диалоги

Одна из главных потребностей младшего юношеского возраста: потребность в личностном доверительном общении на серьезные темы со взрослыми и друг с другом. Это может быть разговор о жизни и смерти, о здоровье и нездоровье, о мужчинах и женщинах. К сожалению, педагоги не очень готовы вести такого рода беседы.

Для этого необходима особая позиция по отношению к ребенку. Диалог с юношей или девушкой требует от взрослого включенности, но включенности определенного рода. Ее хорошо выражает установка: «Мы встречаемся в этом месте в это время, и у нас есть общий предмет для разговора. Но наряду с этим мне интересны твои проблемы, интересно, что с тобой происходит или происходило, чем вызваны твои суждения. Но я готов войти в твой внутренний мир только в той мере, в какой ты готов мне открыться. Не захочешь что-то обсуждать – не буду настаивать. Если какой-то вопрос покажется тебе неуважительным к твоим границам, я готова повернуть разговор как-то иначе».

Вообще такой разговор может состояться в самых разных обстоятельствах, но важно, чтобы в пространстве школы было место, где ребята могли бы предъявить возникшее напряжение. И хорошо, если такое место не одно, если оно находится не только в кабинете психолога. Например, в одной школе для этого существует особая форма работы: дискуссионный клуб, где каждый второй четверг месяца собираются все заинтересованные ребята и учителя. Накануне ребята предлагают темы для совместного обсуждения. Самую актуальную тему дети определяют голосованием.

Рейтинг@Mail.ru