Вторая тетрадь
Школьное дело
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Причины снижения успеваемости в пятом классе
Исследование причин школьной неуспешности, проведенное новгородскими специалистами, коснулось не только начальной школы. Они также изучили трудности перехода в пятый класс.
Этот переход очень непрост для многих детей: в это время недостаточное развитие интеллектуальных функций
становится главной причиной неуспешности. О чем и свидетельствуют результаты психолого-
педагогического мониторинга 2,5 тысячи учащихся пятых классов Новгородской области.
Переход в основную школу – это всегда падение успеваемости и все новые проблемы в учебе у многих школьников. Только незначительная часть отличников и хорошистов сохраняют прежний уровень. Причины этого безрадостного явления традиционно принято связывать с трудностями социальной адаптации детей при переходе на предметное обучение. Последующее снижение успеваемости в шестых-седьмых классах обычно объясняется подростковым кризисом.
Но основные причины учебных трудностей пяти-, семиклассников отнюдь не социально-психологические. Социально-психологическая дезадаптация вторична и наступает после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков. Основными же причинами нарушения учебной деятельности становятся недостатки развития интеллектуальных способностей учеников в начальной школе.
Исследования показывают, что снижается успеваемость в пятых-шестых классах именно у тех отличников и хорошистов, которые имели при поступлении в школу сильную речевую память и высокий уровень общего речевого развития, а необходимые компоненты мышления сформированы были в недостаточной степени.
В средней школе подросток знакомится с основами научных знаний. И если у ученика понятийное мышление не сформировано, то отдельные научные факты ребенок может представлять образно, но в основном ему приходится заучивать информацию. При большом старании, конечно, можно зубрить биологию, историю, географию, но математика и физика очень быстро становятся ненавистными предметами, потому что запоминанию они не поддаются, а выученные формулы никак не помогают в решении задач.
Хорошисты и отличники пятых–девятых классов – это дети со сформированными понятийным и абстрактным мышлением, структурно-динамическим и пространственным мышлением, полноценным навыком чтения, высоким уровнем самостоятельности мышления, осведомленности, логической памяти.
Для того чтобы более конкретно ответить на вопросы, с какими трудностями будут сталкиваться дети при обучении в средней школе, по каким предметам, по каким причинам и в каком классе будет падать успеваемость, необходимо проанализировать уровень развития этих компонентов мышления.
Понятийное мышление
За вре¬мя обучения в начальной школе какие-то элементы понятийного мыш¬ления формируются всегда, но чаще только именно элементы. Чем слабее оно развито, тем ограниченнее оказывают¬ся возможности обучения в целом.
Негативные последствия неполноценности понятийного мышления проявляются в том, что:
– сохраняется неосознанность собственных интеллектуальных операций, не формируется произвольность мышления. Ребенок, зная правила и формулы, не умеет их использовать для решения задач, не видит область их применения, затрудняется в переносе интеллектуальных навыков в аналогичные ситуации, а тем более в частично трансформированные, не может преобразовать используемые им алгоритмы, а также объяснить или доказать правильность выбранного способа действий и полученного результата;
– знания несистематичны, не связаны с практической деятельностью, пониманием текущих событий, решением жизненных или учебных задач;
– общая успеваемость нестабильна. Нарастают трудности в усвоении естественных наук (особенно биологии и физики) и второго иностранного языка;
– продвижение в физико-математических науках оказывается весьма ограниченным.
С 5 класса школы начинает доминировать вербальная подача информации: лекционное изложение материала на уроках, тексты в учебниках и пособиях, которые ученик должен прорабатывать самостоятельно. В учебниках по объективным причинам резко сокращается количество различных рисунков и иллюстраций: невозможно изображать в картинках отвлеченные научные понятия. Поэтому для успешного обучения в средней школе понятийное мышление должно быть обязательно выражено в речевой форме.
Структурно-динамическое мышление
В процессе обучения в средней школе понятийное мышление должно быть преобразовано из понимающего в исследовательское. Такое преобразование оказывается возможным, если у ребенка сформировано структурно-динамическое мышление, которое лежит в основе ряда частных интеллектуальных навыков, необходимых при обучении в старших классах. При его наличии развивается способность видеть закономерности, свойственные информации, представленной в табличном виде, а также преобразовывать различные описания или численные данные в таблицы в целях систематизации, лучшего понимания и запоминания. При развитом структурно-динамическом мышлении подросток легко осва¬ивает принцип графического выражения функциональных зависимостей с использованием координатных осей, который применяется в математическом анализе и математической физике.
Абстрактное мышление
Это качественно новый, более высокий, в сравнении с понятийным, уровень развития мышления. Его неразвитость не позволяет освоить физико-математические науки и развить лингвистические способности, но больше никаких ограничений на интеллектуальные занятия не накладывает. Для получения высшего образования по абсолютному большинству профессий развитого абстрактного мышления не требуется.
Однако этот тип мышления позволяет перевести фун¬кционирование интеллекта в целом на качественно более высокий уровень. В несколько раз возрастает скорость и точность переработки информации, проникновения в ее суть, поскольку изменяется сам принцип ее восприятия. Благодаря абстрактному мышлению человек видит некорректность построений, логические неточности и ошибки еще в процессе освоения новых для него областей научной или практической деятельности, которые порой незаметны даже специалистам.
Абстрактное мышление значительно расширяет возможности человека в целом. Он может владеть несколькими профессиями, быстро осваивать новые виды деятельности, работать на стыке наук, продуктивно взаимодействовать со специалистами различных профилей.
Пространственное мышление
Для успешного обучения физике, геометрии, тригонометрии, черчению детям требуются специфичные интеллектуальные навыки, за¬висящие от развития пространственного мышления. Пространственное мышление позволяет сравнивать, идентифицировать объекты вне зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются, производить мысленные перемещения, комбинирования, замещения, слияния и расчленения, позволяет создавать искусственные объекты с требуемыми внутренними и внешними свойствами. Пространственное мышление – одно из основных компонентов интеллекта инженера-конструктора и дизайнера.
Оно может формироваться еще в раннем детстве и существовать относительно независимо от речевого понятийного интеллекта, не подавляя и не стимулируя его развитие. Если ребенок с раннего возраста играет с кубиками, строительными наборами, конструкторами, становясь старше, увлекается моделированием, то его пространственное мышление развивается очень хорошо. В школе ему легко дается черчение, а также выполнение рисунков, схем и чертежей для решения задач в курсах геометрии, тригонометрии и физики.
К сожалению, ни одна программа начальной школы пространствен¬ного мышления не развивает. Как показывают исследования, в последние годы обучение в начальных классах подавляет его развитие. Повышенные нагрузки на аудиальную систему (фонематический метод обучения чтению и письму по программе Д.Б.Эльконина, иностранный язык с первого класса) нарушают баланс в интеллектуальном развитии и приводят к деградации визуального мышления в целом, в том числе и пространственного.
Для создания базы пространственного мышления в начальной школе на уроках математики можно использовать методические материалы А.В.Белошистой.
Публикация статьи произведена при поддержке бюро переводов «Амира-Диалект». Компания «Амира-Диалект» предоставляет профессиональные услуги нотариального, письменного и устного перевода, апостиля и нострификация документов в Москве. Воспользовавшись предложением компании «Амира-Диалект», Вы сможете заказать нотариальный перевод сведений об успеваемости на грузинский, турецкий, казахский, английский, и другие языки стран Востока, Европы и СНГ. Выгодные цены, акции, скидки и доставка готовых документов курьером и по электронной почте, позволят получить высококачественный перевод с экономией Ваших денег и времени. Узнать больше об услугах, предоставляемых бюро переводов «Амира-Диалект», можно по адресу http://amira24.ru/
Логическая память
К старшим классам увеличивается количество изучаемых предметов и соответственно объем информации, которую необходимо удерживать в памяти. Если у учащихся не происходит качественных изменений процесса запоминания, то они оказываются не в состоянии справляться с возросшими нагрузками. Некоторые пытаются зубрить, но многие перестают учить, поскольку все запомнить не могут. Возможно, однако, качественно повысить эффективность запоминания, если память в своем функционировании связывается с мышлением. В этом случае запоминание предваряется анализом, в процессе которого происходит структурирование, схематизация информации, в результате чего нагрузки на па¬мять резко сокращаются. Запоминать приходится уже не страницы текста, а несколько пунктов плана или логическую схему. Осмысленная, структурированная информация не теряется, не разрушается, а легко из¬влекается из памяти. В формировании логической памяти главное – становление операции обобщения, которая позволяет «свертывать» информацию при запоминании и «развертывать» ее при воспроизведении.
Логическая память может не сформироваться, если слабо развито понятийное речевое мышление. Часто наличие сильной прими¬тивной памяти становится препятствием ее преобразования в логическую. Когда ребенок может легко все запоминать, потребность в логи¬ческой обработке информации у него не возникает.
Самостоятельное мышление
Даже если все основные интел¬лектуальные операции у ребенка сформированы, его мышление может оставаться неполноценным в том смысле, что он не умеет этими операциями пользоваться.
Традиционно принятые методы обучения в начальной школе не способствуют развитию самостоятельности мышления: при выполнении заданий ребенку никогда не приходится задумываться, что и как надо делать, ибо всегда имеется подробная инструкция. В средней школе ситуация резко меняется, буквальные инструкции исчезают, учащимся самим приходится искать подходы к решению задач, выбирать оптимальные алгоритмы деятельности. Многие оказываются к этому не готовы. Нередко даже хорошо успевающие учащиеся не справляются с относительно простыми зада¬ниями, если алгоритм деятельности для них не очевиден. А учителя и родители не могут понять причины затруднений.
Исследования проведены под руководством Светланы ЕЛАГИНОЙ, директора ГОУ «Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»