Вторая тетрадь
Школьное дело
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Причины неуспеваемости в начальной школе
В предыдущем номере мы начали рассказывать о причинах
школьной неуспешности. Авторы развернутого исследования Новгородского областного центра психолого-медико-
социального сопровождения выявили и проанализировали факторы, влияющие на успеваемость учеников начальной школы. В первой публикации речь шла о развитии интеллектуальных способностей: понимания, мышления, памяти. Сегодня вы узнаете о не менее важных причинах, влияющих на учебные успехи, – эмоционально-личностных особенностях и часто встречающихся неврологических симптомах младших школьников. Новгородская область по качеству образования занимает второе место среди субъектов РФ, и наверняка подобные показатели в каждом регионе, школе, классе различаются на несколько процентов. Но причины отставания детей в учебе, безусловно, похожи и характерны для всех школ России.
Эмоционально-личностные особенности ребенка
Объяснение причин учебных трудностей нельзя ограничить анализом интеллектуальных особенностей ребенка. Учится в школе не интеллект, а ребенок, и те или иные особенности его эмоционально-личностной сферы могут либо облегчать процесс обучения и оптимизировать усвоение школьной программы, либо существенно их осложнять.
К сожалению, тревожность, которая объективно возрастает в связи с ситуацией неопределенности и ожиданием перемен перед поступлением в школу, адаптацией с началом учебного года к новому образу жизни, снижается лишь у незначительной части первоклассников. Около 50% детей к концу первого учебного года имеют повышенный уровень тревожности, что свидетельствует о постоянном присутствии какого-то источника беспокойства.
На общее эмоциональное состояние первоклассников влияют не столько их реальные школьные успехи и неудачи, сколько характер взаимоотношений в школе и дома. Особо значимой оказывается позиция матери. При поступлении в школу ребенка позиция матери резко меняется, главным в ее отношении становится контроль за обучением. Вместо заботы, защиты, совместного досуга ребенок сталкивается с исходящей от матери критикой, принуждением, резким ограничением игр и развлечений. Поэтому учителям, психологам, социальным педагогам – всем, кто общается по роду деятельности с родителями, необходимо объяснять состояние ребенка, настраивать на доброжелательное отношение к нему, на объяснение того, что маме нельзя заниматься с ребенком только уроками, необходимо обсуждать и внешкольные дела, по-прежнему выделять время для игры и играть вместе с ним. Если мать постоянно напряжена, зафиксирована на школьных успехах ребенка, то и он будет демонстрировать состояние повышенной тревожности.
Нередко сами учителя вызывают и поддерживают в родителях чувство неуспешности и страха. В тех случаях, когда после консультации психолога мамы успокаивались и меняли характер своих взаимоотношений с детьми, эмоциональное состояние детей через 2–3 недели приходило в норму.
Существенную помощь может оказать тревожным детям тактичное поведение учителя: не требовать ответов экспромтом, спрашивать только с места и только домашние задания, публично не критиковать, хвалить за достижения, разговаривать в спокойной манере, избегая окриков и повышения голоса.
К концу четвертого класса число детей с повышенным уровнем тревожности уменьшается до 30% и увеличивается число детей с уровнем тревожности ниже среднего, что может означать формирование психологической защиты, вытеснение травмирующих переживаний. Дети как бы отгораживаются от неприятностей, перестают о них думать, и неприятности перестают для них существовать, что не способствует дальнейшему продвижению в учебе.
Одной из причин формирования подобной психологической защиты является негативное оценивание личности ребенка (плохие оценки, постоянная критика со стороны родителей и учителя), а не результатов его работы, отсутствие необходимой поддержки и помощи в самом начале учебного пути.
Школьник, который не удовлетворен своей успеваемостью, эмоционально реагирующий на неудачи, имеет больше шансов на хорошую учебу, чем плохо читающий и неуспевающий ребенок, полностью адаптированный и чувствующий себя хорошо.
Неврологическая симптоматика: невнимательность и повышенная утомляемость
По данным обследования, у 40% первоклассников, 25% четвероклассников отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, что в основном проявляется в недостатках внимания, оперативной памяти, повышенной отвлекаемости и умственной утомляемости, слабости самоуправления.
Специфика интеллектуальной деятельности таких детей заключается в цикличности. Время, в течение которого они могут работать, составляет не более 10 минут, по истечении которых теряется контроль над умственной активностью. В это время ребенок перестает понимать поступающую информацию и не помнит, что он в этот период делал: если писал, то прочесть написанное практически невозможно, если общался, то не в состоянии вспомнить свои высказывания, может сказать грубость и быть уверенным, что ничего подобного не говорил, взять ручку у соседа по парте, положить себе в карман и забыть, что она там. Но так как свидетелей их проступков много, таких детей начинают считать врунами и хулиганами, стыдить и ругать, что еще больше осложняет их школьную жизнь. Часто и родители бывают озадачены абсолютно непонятными ошибками детей и оказываются не в состоянии их объяснить другими причинами, а не ленью, непослушанием, плохим поведением или тупостью. Свои «отключения» ребенок сможет начать осознавать только к третьему-пятому классам, когда начнет формироваться саморефлексия, а до этого времени необходима очень серьезная помощь взрослых.
Поскольку таких детей все-таки достаточно большое количество (а в коррекционных классах их до 100%), необходимо преобразование системы обучения: изменение общего режима, форм и методов организации урока и изложения материала. Нужно избегать переутомления детей в течение школьного дня. Лучше, когда уроки длятся по 30 минут, после второго урока – большая перемена с прогулкой, имеются специальные места отдыха на переменах, где нет скученности, шума, дети могут полежать, поиграть. Не рекомендуется для них группа продленного дня, так как длительное нахождение среди детей, шумные игры и споры сильно дезорганизуют их умственную деятельность. В процессе обучения этих детей необходимо освободить от второстепенной, оформительской работы: провести за них поля в тетради, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. При объяснении любого урока давать им точный алгоритм действия, желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма и давать его на карточках. Урок должен быть построен так, чтобы на всем протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания.
Продуктивность обучения таких детей возрастает при использовании групповых методов работы на уроке, которые не требуют от учащихся соблюдения абсолютной тишины, строгой дисциплины, что для них труднодостижимо.
Развивающая работа должна быть направлена на развитие понятийного мышления и речи, поскольку трудности с обучением могут быть связаны именно с их недостаточным развитием. Попытки тренировать память, внимание и самоуправление не только бессмысленны, но и вредны, ведь силы ребенка тратятся впустую.
Дополнительные задания, занятия с репетиторами, изучение иностранных языков с первого класса – все, что увеличивает нагрузку на мозг ребенка, приводит к перенапряжению, нервному истощению, отрицательной самооценке, снижению интереса к учебе, нежеланию ходить в школу, проблемам с русским языком. При «мягком», замедленном вхождении в школьную жизнь у большинства детей уже к концу второго класса отмечается существенная нормализация работы мозга и значительное интеллектуальное продвижение. К концу четвертого класса нормализация бывает полной, программа усвоенной, личностное и эмоциональное развитие происходит без травм, не искажается невротизацией.
Вызывает беспокойство, что около 40% учащихся первых классов находятся в состоянии переутомления, что отрицательно сказывается на функционировании памяти, внимания, мышления. Переутомление может быть связано с обострением хронических заболеваний, несоответствием программ и режима обучения психофизиологическим особенностям детей, с учебными перегрузками, связанными в том числе и с выполнением домашних заданий.
Кроме того, неправильное использование оценивания первоклассников также может приводить к эмоциональным перегрузкам детей. Крайне важно, чтобы оценка имела положительный характер и была в большей мере ориентирована на отношение ребенка к учебной деятельности (проявление им настойчивости, прилежания, желания добиться наиболее точного выполнения задания), чем на качество результата, которого первоклассник не всегда достигает в силу недостаточных умений.