Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2007
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Ключарева Наталья

Школа на окраине

Она может очень многое, если история ее создания начинается со слов «...и тогда появилась идея»

Необычная школа для обычных детей. Так называют свое образовательное учреждение педагоги учебно-воспитательного комплекса №1 города Воронежа. И действительно, учебное заведение с программой, которой могла бы позавидовать любая престижная гимназия, находится на окраине города и принимает без каких-либо экзаменов и конкурсов ребят из окрестных многоэтажек.

«Без нас они пропадут»

– Мы открылись в 92-м году, – рассказывает директор УВК №1 Юрий Долгих. – Жестокое было время: детей надо было спасать. И сделать это могла только школа. А какой прок от школы, даже самой распрекрасной, если ребенок в ней отсидел полдня и убежал, и никто не знает, что там с ним дальше происходит. Поэтому нашей главной задачей стало занять детей с утра до вечера, чтобы домой они приходили только ночевать.

Так появилась идея создания учебно-воспитательного комплекса, объединяющего под одной крышей общеобразовательную, музыкальную, художественную и спортивную школы. Кстати сказать, сделано это было очень вовремя: скоро в районе не осталось ни одного учреждения дополнительного образования. Сейчас, правда, появились кое-какие секции, но все они уже платные.

– Это не для наших детей. Их и в бесплатные-то никто не водил, – продолжает Юрий Долгих. – Я часто захожу домой к своим ученикам, вижу, как они живут, в каких условиях. Мамка на рынке торгует весь день, отец либо пьет, либо сидит. Никто не будет их водить в кружки и секции, следить, чтобы они сделали уроки, их порой даже накормить некому. Без нас они пропадут. Это очевидно. Для них школа – это дом. И даже больше, чем дом.

Подсказывать и стараться заинтересовать

Именно интересы детей – отправная точка для всего, что делается в УВК №1. Сколько, например, было сказано о стрессе, который переживают первоклашки, попадая в незнакомый мир школы. В УВК №1 постарались максимально смягчить этот переход. И открыли при школе свой детский сад. В старшей и подготовительной группах с детьми занимаются их будущие учителя.

– Так что когда ребенок приходит в школу, – поясняет Юрий Долгих, – он уже не боится: мамка-то рядом, то есть учительница. И педагоги дополнительного образования, и даже преподаватели иностранного языка с ними тоже начинают еще в садике заниматься. И вот он пришел в школу, а кругом – всё знакомые лица. И ребенок не нервничает, а спокойно себе учится дальше.

Как только ребенок попадает в школу, педагоги совместными усилиями стараются выяснить, что еще может быть ему интересно помимо учебы. Петь в хоре, играть в школьном театре, заниматься художественной гимнастикой, танцами, борьбой, играть на гитаре, писать сти- хи, выпускать газету, рисовать... Перечислять все возможности, предлагаемые детям, можно очень долго. Главный принцип здесь – ничего не навязывать, только подсказывать и стараться заинтересовать.

– Кто-то еще с детского сада у нас занимается, кто-то приходит уже в старших классах, – говорит директор музыкальной школы Раиса Брусенцева. – Нет никаких ограничений по возрасту. Лишь бы у ребенка было желание. Он приоткрылся, и мы тут же создаем ему все условия, чтобы он открылся полностью. Важно не упустить момент, когда просыпается интерес. Над этим мы работаем все сообща. Учителя обычной школы, педагоги дополнительного образования и классные воспитатели всегда общаются друг с другом. В этом, я думаю, секрет успеха.

– Дети здесь очень талантливы, – добавляет Юрий Долгих. – Для меня, скажу честно, это было большой неожиданностью. Знаете, есть такой стереотип, что так называемые «элитные дети» из хороших, богатых семей – они и умные, и одаренные. А ребятишки с таких вот, как наша, рабочих окраин – так себе, в тюрьму не сел и спасибо. А оказывается, все не так. Потом я понял, что это, наверное, оттого, что наши дети больше «включены» в жизнь. И поэтому быстрее находят в ней какую-то точку опоры. Они крепче и собраннее. Они ведь родились и выросли в условиях, которые требуют максимальной мобилизации. А «элитные» дети будто дремлют: зачем им просыпаться, шевелиться, делать что-то? За них же деньги заплачены.

Главный критерий

Распорядок дня в учебно-воспитательном комплексе продуман так, что педагоги никогда не выпускают ребенка из виду. Отучившись, он идет в группу продленного дня. Там воспитатель отводит его в столовую, следит за тем, чтобы тот приготовил уроки, провожает в спортзал или на другие занятия. Педагоги дополнительного образования, в свою очередь, всегда интересуются успехами ребенка в учебе, смотрят, чтобы не отставал, не пропускал.

Директор и учителя всеми силами стараются оградить своих учеников не только от влияния улицы и семейных неурядиц, но и от последствий образовательных экспериментов, спущенных сверху. Причем это не огульное отрицание, а попытки взвесить все «за» и «против» и понять, будет ли нововведение полезно для ребенка.

Так, когда в стране заговорили о ЕГЭ, директор Воронежского УВК №1 специально отправился в пилотную Самарскую область, чтобы самому разобраться во всех тонкостях предлагаемого новшества. Когда же выяснилось, что единый экзамен вовсе не предлагают, а вводят в обязательном порядке, в УВК тут же стали думать, как сделать тестирование менее болезненным для ребенка.

– У нас область бедная, средств на пробный ЕГЭ в бюджете нет, – говорит Юрий Долгих. – А это просто необходимо, иначе все поголовно будут проваливаться из-за неправильно заполненных клеточек. Что же делать? Нашли депутата, который давно помогает школам, договорились. Теперь он проводит пробный ЕГЭ за свои деньги.

Теми же деньгами, которые иногда перепадают от государства, в УВК тоже стремятся распорядиться по-своему, то есть опять-таки исходя из ребячьих нужд, а не из официальных указаний. Например, миллион, полученный по нацпроекту, Юрий Долгих сумел потратить не на обязательные интерактивные доски и компьютерные классы, а на оборудование школьного бассейна.

– Звонил в Москву, объяснял, что физкультура такой же урок, как и информатика. А то и более важный. Ведь наши ребята часто болеют. И если не мы, то кто об их здоровье позаботится? При всем желании у нас в районе – только платный Дворец спорта, родителям это не по карману, – рассказывает Юрий Долгих. – Удалось-таки убедить чиновников. Теперь у нас по крайней мере раз в неделю ребятишки занимаются в бассейне. Мы еще купили специальную установку, которая снабжает воду солью и другими полезными минералами. Совсем как в санатории стало.

А еще – азы профессии

Казалось бы, как после такого «санатория» дети будут чувствовать себя в обычной, не всегда комфортной и расположенной к ним жизни? Оказывается, педагоги продумали и это. Чтобы ученики не растерялись после выпуска, уже в старших классах их стараются познакомить с преподавателями и программами воронежских вузов. А заодно помогают освоить азы профессии – мало ли как сложится жизнь, а так у выпускника всегда будет гарантированный заработок. Эта система сложилась в УВК №1 задолго до того, как в верхах заговорили о профильной подготовке. Просто учителя в какой-то момент осознали необходимость позаботиться и о будущем своих учеников.

– Беда нашей системы образования в том, что всё выдумывается во взрослых головах, далеких от школы и, главное, от ребенка, – размышляет Юрий Долгих. – А потом спускается сверху и везде насаждается. А мы идем в прямо противоположном направлении. Для нас ребенок – это не конечный пункт педагогических экспериментов, а исходная точка всех наших действий. Мы прислушиваемся к нему, пытаемся понять, что ему нужно, и, поняв, стараемся это осуществить.

Слова, которые не бывают лишними

Четкое понимание необходимости и важности своего дела дает силы отстаивать уникальное учебное заведение на всех уровнях власти.

– Одно время мы вообще оказались вне закона, – вспоминает Юрий Долгих. – При очередном реформировании учебно-воспитательные комплексы просто исчезли из списка типов и видов образовательных учреждений. Несколько лет мы ездили к Виктору Болотову, отстаивали. До сих пор у нас педагоги получают пенсию через суд. Вынуждены доказывать судьям, что они учителя. Обидно, горько. Сейчас нас тоже периодически пытаются превратить в обычную общеобразовательную школу. Слишком дорогое это удовольствие – бесплатное дополнительное образование, а регион бедный. Но мы твердо стоим на своем.

Недавно введенное в Воронежской области нормативное подушевое финансирование тоже поставило существование УВК под угрозу. По новой системе оплаты труда денег хватало бы только на учителей общеобразовательной школы. Но директору удалось в очередной раз убедить власти в собственной правоте. Теперь зарплату педагогам дополнительного образования платит муниципалитет.

– Мы делаем, а не разговариваем, – улыбается Юрий Долгих. – На разговоры у нас просто не остается времени. А обычно как бывает: поговорили и разошлись, а воз и ныне там. Единственные слова, которые никогда не бывают лишними, это слова благодарности. Их я стараюсь как можно чаще говорить и учителям, и тренерам, и уборщицам, и завхозам. За копейки же работают! Куда проще пойти и устроиться оператором сотовой связи за десять тысяч…

Рейтинг@Mail.ru