Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.
Включить детские сады в нацпроект
предложили участники общественных слушаний, посвященных дошкольному образованию
В конце ноября в Госдуме прошли общественные слушания на тему «Дошкольное образование: дети, педагоги, родители».
Организатором слушаний выступило общественное движение «Образование для всех» под руководством Олега Смолина, первого заместителя председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы.
Дошкольное образование, которое играет ключевую роль в становлении личности ребенка, в период перестройки оказалось в числе пасынков, – отметил Олег Смолин, открывая обсуждение. – Наряду с начальным профессиональным и дополнительным образованием детей дошкольное образование больше всех пострадало от реформ.
Главной темой разговора стали социальные проблемы, с которыми сталкиваются работники детских садов и родители. Из-за резкого падения рождаемости число детей в детсадах сократилось почти в два раза с 1990 года по 2000-й. При этом около половины всех детских садов было приватизировано. Последствия очевидны: начиная с 2004 года, в ряде крупных городов России возникла острая нехватка мест в дошкольных учреждениях.
Так, в Москве на 1 сентября этого года очередь в детский сад достигла 23 тысяч человек, хотя ежегодно в столице строится около 100 новых садиков. Ясно, что при устойчивом росте рождаемости эта очередь будет увеличиваться с каждым годом.
При этом в детских садах – острый дефицит кадров.
– Каждый четвертый воспитатель в Москве работает на полторы или более ставки, – заметила Марина Иванова, первый заместитель председателя Московского горкома профсоюза работников образования и науки. – С такой же перегрузкой работают почти половина младших воспитателей.
Чтобы снизить нагрузку до одной ставки и укомплектовать кадрами новые сады, Москве потребуется более 8 тысяч специалистов. И эта задача не решается за счет выпускников столичных учебных заведений. Из всех выпускников 14 педагогических колледжей и трех педвузов, которые готовят специалистов по дошкольному воспитанию, менее трети (400 из 1600) идут работать в сады.
– Нужно законодательно обязать молодого специалиста отработать два года в детском саду для подтверждения диплома, – предложила Галина Капустина, председатель совета директоров педагогических колледжей Москвы.
Впрочем, это предложение из прошлого века, и по существующему Трудовому кодексу этого сделать нельзя, – тут же признала она.
По общему мнению, выход из этой ситуации один – поднять заработки воспитателей. У 23% педагогов-«дошкольников» зарплата ниже московского прожиточного минимума, а у 43% не превышает его. При этом зарплата воспитателей на 30–50% ниже учительской, отпуск короче, а недельная нагрузка вдвое выше (36 часов). И такая картина характерна для всех регионов.
– Качество жизни у работников дошкольных учреждений самое низкое, им недоступны нормальное лечение и отдых, – констатировала Марина Иванова. – Нынешний уровень зарплаты отвращает одних от прихода на работу в детсады, а другим мешает трудиться с полной отдачей.
Участники слушаний предложили уста-
новить воспитателям надбавки за непрерывный стаж и работу с родителями, увеличить продолжительность ежегодного отпуска до 56 дней (сегодня – 42 дня), снизить не-
дельную нагрузку до 30 часов в неделю.
При этом к повышению зарплаты должен прилагаться соцпакет, куда необходимо включить льготную плату за содержание в детсаду детей воспитателей, компенсации за питание, проезд в общественном транспорте. Также необходимо увеличить компенсации за методическую литературу.
Участники слушаний считают необходимым распространить действие нацпроекта «Образование» на сферу дошкольного образования и принять федеральный закон «О дошкольном образовании».