Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.
Каких новшеств ждать в образовательном законодательстве
Тематика законопроектов, которые рассмотрит Дума пятого созыва, – от правил зачисления в вузы до лицензирования духовных образовательных учреждений
Госдума четвертого созыва завершила свою работу. Но это не означает, что работа над законопроектами приостановлена: в каждом комитете составлен перечень документов, которые предстоит обсудить в течение ближайшей
сессии новому составу нижней палаты парламента. В Комитете по образованию и науке тоже есть свой список
из 14 законопроектов, два из них имеют отношение к науке, остальные представляют собой поправки в действующие законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Правда, как признают в аппарате комитета, масштабных нововведений, способных вызвать широкий общественный резонанс – таких как ЕГЭ, двухуровневая система высшего профессионального образования, образовательные стандарты, обязательное 11-летнее школьное образование, – пока не ожидается.
Конструктивные предложения
Большая группа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы внесла поправку, расширяющую категорию спортсменов для льготного поступления в вузы физической культуры и спорта.
Если в настоящее время действует норма, согласно которой без вступительных испытаний в вузы данного профиля зачисляются только чемпионы (то есть обладатели золотых медалей) олимпийских, сурдо- и параолимпийских игр, то теперь предлагается распространить это преимущество на призеров, получивших серебряные и бронзовые медали в перечисленных соревнованиях.
Юристы считают это предложение вполне логичным и оправданным в контексте того, что правом преимущественного поступления в вузы соответствующего профиля, согласно действующему законодательству, пользуются не только победители, но и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по различным предметам.
С этой точки зрения оправданны поправки, вносимые депутатами ГД В.Гребенниковым, И.Кобзоном, в статьи 18 и 19 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с целью приравнять ординатуру к другим видам аспирантуры.
До сих пор такого термина в законе прописано не было, что лишало ординаторов – выпускников медицинских вузов – необходимого юридического статуса и всех соответствующих ему прав: отпусков, стипендий, мест в общежитии и т.д.
Большую пользу может принести законопроект, направленный на регулирование деятельности школьных библиотек. Его авторами являются бывший депутат Госдумы, в период четвертого созыва возглавлявший Комитет по образованию и науке, а ныне назначенный на пост руководителя Федерального агентства по образованию, Николай Булаев, и глава Комитета по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова.
Они предлагают, в частности, отнести библиотечное обслуживание обучающихся и воспитанников учреждений общего образования к компетенции органов субъектов РФ, а также закрепить за ними обязанность разрабатывать нормативы минимального библиотечного фонда.
В случае принятия этого закона данные нормативы будут включены в перечень требований по лицензированию школ, что повысит ответственность учредителей за оснащенность школьных библиотек, в первую очередь учебниками и учебными пособиями.
Кстати, при лицензировании вузов уже давно учитывается уровень оснащенности библиотечных фондов, более того, данный показатель играет не последнюю роль при составлении официальных (министерских) рейтингов вузов. Кроме того, количество и качество книг в вузовских библиотеках является одним из критериев, дающих право на открытие магистратуры, что в свете перехода вузов на новую структуру уровней высшего профессионального образования является существенным.
Наконец, стоит обратить внимание и на законопроект, внесенный Правитель-
ством РФ, направленный на то, чтобы более четко и жестко упорядочить перечень лиц, не допускаемых к занятию педагогической деятельностью. Последние перечислены в пункте 2 статьи 53 Закона «Об образовании» – это лица, «имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие преступления», или медицинские противопоказания, устанавливаемые Правительством РФ.
В новой редакции список «персон нон грата» более четко структурирован и дополнен лицами, «признанными недееспособными в установленном федеральным законом порядке».
Концептуальные нововведения
К категории концептуальных и одновременно спорных можно отнести законопроект, внесенный группой депутатов КПРФ во главе с Олегом Смолиным, предусматривающий возможность для выпускников школ выбирать форму итоговой аттестации – ЕГЭ или традиционную. Но подобное предложение противоречит концепции законопроекта о введении ЕГЭ с 2009 года в качестве обязательной формы итоговой аттестации в школах – вступительных испытаний в вузах.
Неоднозначные суждения вызывает и законопроект Н.Булаева и С.Попова о лицензировании и аккредитации духовных образовательных учреждений, которые в случае принятия этого документа получат право выдавать своим выпускникам дипломы государственного образца и смогут реализовать образовательные программы на основе госстандартов. Однако и то и другое не в полной мере соответствует Конституции.
Так, по замыслу авторов, документ государственного образца, выдаваемый выпускникам по окончании духовных учебных заведений, не будет содержать государственной символики, что вполне согласуется со здравым смыслом, но вместе с тем противоречит конституционному Федеральному закону «О Государственном гербе Российской Федерации».
Еще одна «нестыковка» состоит в том, что установление стандартов и иных требований к обучению может расцениваться как вмешательство государства в деятельность религиозных образовательных учреждений, которые вместе с конфессиями, их создающими, отделены от государства.
Эти и другие вопросы были перечислены в заключении профильного комитета на этот законопроект, который вопреки всем сомнениям был принят в первом чтении буквально накануне завершения работы четвертого созыва Госдумы.
Причем авторы законопроекта предлагают еще одно спорное нововведение, согласно которому учебно-материальная база (здания и другое имущество) передается духовным образовательным учреждениям в безвозмездное пользование. Де-факто такая ситуация существует, но закрепить ее юридически навряд ли удастся. Действующее законодательство предусматривает наличие у образовательного учреждения учебно-материальной базы на правах или собственности, или оперативного управления, или аренды. В противном случае ему не выдается лицензия.
Каким образом удастся разрешить эту коллизию, пока неясно.
Но законодательная практика последних лет показала, что несоответствие действующему законодательству или даже Конституции не является препятствием для принятия закона, если он имеет политическое значение. Так было с законом о введении общего обязательного 11-летнего образования, который был принят, несмотря на то что, согласно Основному Закону страны, обязательной является только 9-летняя основная школа.