Первая тетрадь
Политика образования
КРУГ ВОПРОСОВ
Стандарт второго поколения: системные риски
Что нужно для того, чтобы идеи, заложенные в концепции новых стандартов, воплотились в жизнь и при этом не были искажены до неузнаваемости?
Мы продолжаем дискуссию о проекте образовательного стандарта второго поколения, начатую после «круглого стола»
с его разработчиками, который состоялся в ИД «Первое сентября». В прошлом номере мы рассказали об идейной концепции стандарта, представленной на «круглом столе» главой коллектива разработчиков генеральным директором издательства «Просвещение» Александром Кондаковым и профессором МГУ, членом-корреспондентом РАО Александром Асмоловым.
Сегодняшняя статья – анализ этой концепции с педагогической точки зрения. Мы пытаемся понять, какие изменения повлечет за собой реализация концепции в жизни школы, каков будет вектор этих перемен и насколько они окажутся эффективными.
Государственный образовательный стандарт как общественный договор между государством, обществом и семьей – серьезный шаг для основания и развития новой системы образования, системы, в которой каждый ребенок сможет получить равные возможности для реализации своего потенциала. Бесценен образовательный стандарт, в котором не говорится о минимуме усвоенных ребенком знаний: наконец-то за детьми признается право быть разными, понимать, запоминать и уметь разное. Образовательный стандарт как система требований, которые адресованы в первую очередь к государству, обществу и семье, а не к ребенку, – это фундамент, необходимый для развития любого цивилизованного общества.
Но что нужно для того, чтобы идеи, заложенные в образовательный стандарт второго поколения, воплотились в жизнь и при этом не были искажены до неузнаваемости? К сожалению, опасность получить результаты, диаметрально противоположные задуманным авторами, более чем реальна. Если это произойдет, вряд ли в ближайшие десятилетия кто-то снова возьмет на себя смелость заговорить о стандартах на условия, а не на знания. Именно поэтому хочется заранее просчитать риски, связанные с новым проектом стандартов.
Компетентностный подход и ЗУНы
Итак, стандарт мыслится как общественный договор об образовании. Но в проекте, представленном на «круглом столе», не нашлось места для главных действующих лиц этого договора: для ученика и учителя. Подразумевается, что за ребенка отвечает (и соответственно подписывает договор) семья, а учитель является работником школы, системы образования. Тем не менее воплощать в жизнь новые программы придется учителям, а получать аттестаты в ходе массового эксперимента – конкретным детям. Не только обязанности этих людей, но и их права должны быть продуманы и четко прописаны в новом образовательном стандарте.
Но система образования не складывается заново при введении нового стандарта, она трансформируется из старой, десятилетиями существующей системы. Новый стандарт предполагает коренное изменение: отказ от минимума знаний. Однако воплощать в жизнь новые принципы придется вполне конкретным людям, в чьем опыте доминирует «знаниевый» подход.
Александр Кондаков подчеркнул, что потребуется переквалификация педагогов, что это – самая сложная проблема при введении образовательного стандарта второго поколения. Но кто будет заниматься переквалификацией? Люди, имеющие опыт учебы и работы в классно-урочно-знаниевой системе образования. Какие педагогические системы будут при этом использоваться? Те, которые были разработаны для классно-урочной системы.
Приведу простой пример. Предположим, новый стандарт принят, и учитель математики (физики, химии, литературы и т.д.) приходит в класс. Даже если он знаком с целями и задачами нового стандарта, урок будет проводиться давно испытанными способами: общий материал для всех, сравнение его усвоения детьми, отметки после урока. Потому что выпускные экзамены и ЕГЭ никто не отменял: именно эти результаты будут спрашивать с учителя и учеников на выпуске, хорошие или плохие отметки станут показателем работы и учебы.
Самые креативные дети, мыслящие нестандартно, как и прежде, не смогут вписаться в общую норму, потому что будут допускать «знаниевые» ошибки. Родители будут продолжать задавать детям и учителям один самый простой вопрос: «Какие отметки?» – другого вопроса об образовании они не знают, именно так интересовались их успехами в школе их родители и родители их родителей... Лучшими будут те, кто получил пятерки, худшими – двоечники, пусть даже они обладают всеми «компетентностями по освоению компетенций» на свете. Стандарт довольно быстро превратится в декларацию, тогда как на деле система образования останется неизменной.
Эксперимент по введению стандарта, начало которого планируется с 1 сентября 2008 года, скорее всего покажет безрезультатность попыток что-либо изменить. И это в лучшем случае.
Возможно, что ряд учителей действительно перейдут на новые способы работы с детьми и начнут учить их компетентностям (так, как задумано в новом образовательном стандарте). Результат их работы нельзя будет проверить при помощи контрольной работы или изучения записей в журналах, а только так на сегодняшний момент умеют контролировать работу педагогов-предметников руководители методических объединений и методисты! Нетрудно спрогнозировать: именно эти учителя и их ученики окажутся самыми неуспешными.
Именно это до сих пор и происходило со всеми инновационными образовательными проектами, со всеми педагогами, рискнувшими строить образование своих учеников с помощью компетентностного подхода. Лишь немногие сумели добиться, чтобы знания их учеников не проверяли несовместимыми с компетентностным подходом способами. Но и они вынуждены были натаскивать ребят перед экзаменами в девятом и одиннадцатом классах: учили-то они одному, а проверять были вынуждены совершенно другое.
Изменить систему, назвав ее по-новому, невозможно: система будет бороться за свое существование, и скорее всего победит. Прежде чем делать шаги для воплощения радикально новой образовательной системы, необходимо тщательнейшим образом проанализировать опыт аналогичных образовательных систем, найти системообразующий фактор и попытаться перестроить систему изнутри, показав учителям и детям результат. И только тогда можно будет объявлять систему действующей повсеместно.
Есть ли похожие образовательные системы?
В Дании любые родители могут открыть частную школу для своих детей, в которой они будут обучаться по программам, отвечающим требованиям родителей. Если в этой школе проводятся уроки датского, английского языков и математики (количество часов по нашим меркам минимальное, примерно по два урока в неделю) и учатся не менее девяти детей в первый год, 18 – во второй, 27 – в третий год, эта школа на 75% финансируется государством. Система таких школ в Дании называется «свободными школами» (свободными от государственных программ) и является конкурентной по отношению к муниципальным школам, финансируемым муниципалитетами и работающим по общегосударственным программам. В результате в этой небольшой стране образовательная система реально базируется на договоре между семьей, обществом и государством.
Какие же школы открывают родители? Во-первых, маленькие. Для многих детей учеба в большом коллективе наносит психическую травму: дети чувствуют себя незащищенными, им нужна более домашняя, доверительная атмосфера. В России в настоящий момент маленькие школы закрываются вследствие введения нормативно-подушевого финансирования.
Во-вторых, открываются школы с различными образовательными методиками: в большинстве «свободных школ» Дании действует система выбора детьми тем и форм занятий, но есть и школы, построенные на максимально авторитарном принципе. В России сегодня сделано все, чтобы не давать учителям возможности использовать авторские программы, различные учебники.
В-третьих, в этой стране работает огромное количество школ для взрослых, где можно переквалифицироваться, изменить отметки в своем аттестате, начать новый виток собственного образования. Системы учебы для взрослых и переквалификации у нас практически не существует.
В то же время и государственные школы в Дании разительно отличаются от наших. Отметки там существуют, но не для того, чтобы указывать ребенку на его успешность или неуспешность, а для учителя, чтобы он понимал, какие проблемы существуют у его учеников, и помогал им работать над этими проблемами. Ни один ребенок в Дании не является второгодником, там просто нет такого понятия; все дети учатся в школе 9 лет и после этого сдают выпускные экзамены, которые можно пересдавать в течение всей жизни: аттестат – не конец образовательного пути, а его начало. Мы же привыкли к тому, что ребенку, который не справляется с усвоением материала, грозит второгодничество, что цель образования – получение аттестата.
Учитель муниципальной школы сам выбирает программу, по которой обучает детей; за содержанием программы следят его ученики и их родители, которые при необходимости могут открыто объявить о своем недовольстве педагогом. За выполнением программ в России следят отделы образования, а не дети и родители; они же не только аттестуют педагогов, но и выбирают «лучших» – тех, кто достоин, по их мнению, премии (нацпроект «Образование»).
Обязательных общеобразовательных предметов всего три (датский, английский, математика), уровень требований по этим предметам в системе общего образования минимален. Количество предметов, обязательных для прохождения в российской общеобразовательной школе, удивляет ученых и педагогов всего мира. Уровень требований, который разрастается с каждым годом, непомерно велик.
Похожие системы образования существуют и в некоторых других странах, в первую очередь – в Скандинавских. Их объединяют: внутренний запрет на итоговую единообразную проверку усвоенных детьми знаний; включение семей в управление образованием своих детей; возможность продолжения образования (изменения аттестата) в течение жизни.
Системообразующий фактор
Новые ценностные основания, прописанные в образовательном стандарте второго поколения, важны: без разделения этих ценностей сделать серьезные шаги невозможно. Но системообразующим фактором в любой системе образования является оценивание: способ фиксации реализуемых ценностей, конечный итог образования. Даже само слово «оценивание» происходит от слова «ценности»: именно о системе оценивания и нужно говорить в первую очередь; именно с нее нужно начинать преобразования. Прежде чем внедрять в экспериментальных регионах новый образовательный стандарт, там должна быть изменена система текущей и итоговой аттестации – система оценивания.
Александр Кондаков отметил, что
исследования в данном направлении ведутся специальной группой, но ничего более конкретного не сказал. Тем не менее этот вопрос нельзя откладывать еще и потому, что систем оценивания, проверяющих не знания учащихся, а их компетентности, на сегодняшний момент очень мало. Есть лишь разрозненные исследования (философские, психологические, совсем мало педагогических), позволяющие проверять на некоторых этапах обучения те или иные компетентности.
Только после того, как учителя и дети поймут, что итогом образования являются компетентности, потому что именно они проверяются на итоговой и текущей аттестациях (это произойдет только после того, как будут проведены принципиально новые экзамены, зафиксированы их результаты, лучшие из детей станут студентами престижных вузов), можно будет переходить ко второму шагу: к внедрению в жизнь нового образовательного стандарта.