Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Недавно в школах Брестской области было проведено исследование, в ходе которого ученые попытались выяснить: к каким семантическим категориям чаще всего обращаются педагоги при описании личности школьников? Результаты представлены в статье доцента кафедры психологии Брестского государственного университета Е. Медведской «Семантическое пространство личности школьников с разными уровнями успеваемости в сознании педагога» («ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ», № 5 за 2007 год).

Вкратце суть исследования заключалась в следующем. Учителям предлагалось оценить личностные качества учеников. Наиболее близкие по смыслу качества были объединены в общие категории. Например, такие личностные характеристики, как «общительный», «жизнерадостный», «открытый», «веселый», «яркий», «интересный», составили категорию «коммуникабельность».

Как выяснилось в процессе исследования, в сознании учителей выделяются три основные координаты семантического пространства, которое опосредует их понимание ребенка. Эти координаты задаются категориями: «аморальность», «коммуникабельность» и «послушание». Причем ведущей, наиболее субъективно значимой, является категория «аморальность».

Какое содержание вкладывают учителя в эту категорию? С ней связываются отрицательные характеристики личности, относящиеся прежде всего к области морали: лицемерие, хитрость, лживость. С «аморальностью» в сознании многих педагогов неразрывно связаны также проявления неадаптированности личности, ее психопатизация, самомнение.

Это означает, делает вывод автор статьи, что фактически среди педагогов до сих пор господствует средневековое представление о ребенке. Именно средневековой европейской культуре и более ранним сообществам присуще отношение к ребенку как к неполноценному, маргинальному существу.

Показательно, что с категорией «послушание» или «прилежание» учителя связывают такие личностные качества, как ответственность и организованность. Но что еще важнее, в сознании многих педагогов управление ребенком соединено с характеристиками его нравственного развития: скромностью, добротой, отзывчивостью. Иначе говоря, в отношении школьника учителя отождествляют послушание и мораль: послушный – значит моральный.

Торжественное собрание детского коллектива, диспут, созерцание-размышление, вечер общения в импровизированном кафе, игра, экспедиция… Все эти формы воспитательной работы подробно описываются в статье заведующего кафедрой теории и педагогики Костромского государственного университета Б. Куприянова «Восемнадцать форм воспитательной работы с детским коллективом класса» («КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ», № 6 за 2007 год). Автор обращает внимание читателей на тонкости в организации того или иного события, дает практические рекомендации. К примеру, в статье предлагается использовать следующие правила для участника диспута. Каждый имеет право высказывать свое мнение. Говори, что думаешь, думай, что говоришь! Высказывайся четко и ясно. Не утверждай того, в чем не разобрался сам. Постарайся как можно более убедительно изложить свою точку зрения. Опирайся только на достоверные факты. Не повторяй того, что было сказано до тебя. Уважай чужое мнение. Постарайся понять его. Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен. Не давай личных оценок. Правоту доказывай доводами, а не криком. Если доказана ошибочность твоей позиции, имей мужество признать свою неправоту. Пусть главным итогом диспута станет твое продвижение по нелегкому пути постижения истины.

Работа педагога связана с большой нагрузкой на ноги. Поэтому к вечеру, а у кого-то и к середине дня накапливается усталость. Как укрепить выносливость? М. Степанова в статье «Не стойте там, где можно посидеть, и не сидите там, где можно прилечь» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 8 за 2007 год) предлагает воспользоваться советами флебологов – специалистов, которые лечат заболевания вен.

Тем, кому приходится подолгу стоять на месте, специалисты рекомендуют следующее правило: ни минуты покоя. Старайтесь переминаться с ноги на ногу, перекатывать стопу с носка на пятку, последовательно напрягать мышцы ног.

Снять усталость и тонизировать вены поможет контрастный душ для ног.

Вообще самая полезная нагрузка для вен – плавание. Два-три часа плавания в неделю избавят вас от дискомфорта в ногах.

Кроме того, полезно ходить босиком по траве и песку, дома – по ковру, а также на кончиках пальцев, пятках, на внешних и внутренних сторонах стопы.

Рейтинг@Mail.ru