Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Повышение качества обучения в начальной школе

Материалы исследований и рекомендации

Главными причинами учебной неуспешности учащихся в начальной школе являются:

1. Трудности понимания учебного материала, связанные с недостаточным уровнем общей осведомленности ребенка, сформированности интуитивного понятийного мышления, навыка чтения.

2. Затруднения с переработкой полученной информации, ее запоминанием и использованием в других условиях, связанные с недостаточным уровнем сформированности понятийного логического и абстрактного мышления.

3. Наличие у детей неврологической симптоматики – невнимательности и повышенной умственной утомляемости, которая не учитывается при обучении.

4. Эмоционально-личностные особенности ребенка.

В этой публикации мы расскажем о первых двух причинах неуспешности. А о специфике интеллектуальной деятельности и эмоционально-личностных особенностях детей читайте в следующем номере. Там же вы узнаете о трудностях, которые испытывают дети средней ступени школы.

Затруднения в понимании учебного материала

Для того чтобы ребенок мог следить за рассказом учителя и понимать то, что он слышит и читает, необходим определенный уровень осведомленности. В первых классах около 20% учащихся имеют резко ограниченный кругозор или низкий культурный уровень. Трудности в учебе могут возникнуть только из-за того, что ребенок не может представить, о чем идет речь на уроке, и при этом не просит разъяснений, поскольку ему все целиком непонятно и скучно.

К сожалению, в четвертых классах так- же у 20% учащихся уровень осведомленности недостаточен для обучения по общеобразовательным программам. Необходима активная работа учителей по расширению кругозора и словарного запаса учащихся с первых дней обучения: изменение образа жизни ребенка, чтобы у него появился интерес к окружающему миру (поездки, экскурсии, занятия в кружках, книжки и энциклопедии с картинками), использование диалоговой формы ведения уроков, организация дискуссий, помощь в подборе формулировок, точных слов.

17% учащихся четвертых классов имеют уровень развития интуитивного понятийного мышления ниже среднего, то есть испытывают серьезные затруднения в умении выделять главное, отделять существенные признаки от несущественных, отбросить ненужные детали, что особенно заметно при пересказе, подготовке устных уроков, при составлении плана ответа или изложения. При освоении новых понятий, не различая существенных и несущественных признаков, дети стремятся в равной мере запомнить те и другие. Поэтому новое понятие оказывается слабо связанным в памяти с другими понятиями.

Из-за этого дети почти не понимают того, что учитель объясняет на уроке. Знания, приобретаемые в школе, остаются для ребенка поверхностными. Он не может связать их со своим внутренним опытом, они оказываются ненужными и легко забываются.

Необходимо запретить буквальный пересказ учебного материала, разрешить детям передавать содержание правила своими словами, обучать их выделению главного, составлению планов, озаглавливанию текстов, короткому формулированию основных мыслей.

На успеваемость четвероклассников в значительной степени начинает влиять сформированность навыка чтения. Чтение – это первый и основной навык, которому ребенок должен обучиться в первом классе. Все остальное обучение опирается на умение читать.

В среднем более чем 30% учащихся четвертых классов имеют слабый уровень сформированности навыка чтения, что делает невозможным дальнейшее обучение в основной школе. Учащиеся с трудом разбирают и понимают то, что читают, а правильно могут воспринимать только тексты, состоящие из трех-пяти коротких простых фраз. В основном пользуются методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно. Обучение возможно только за счет той информации, которую дети выслушивают на уроках.

Еще у 45% учащихся четвертых классов навык чтения сформирован не полностью. Детьми легко воспринимаются тексты на просто построенные и на знакомые темы, доступны для понимания короткие рассказы и сказки. Длинные, стилистически усложненные предложения учащиеся могут вообще не понять, поэтому при быстром чтении незнакомых учебных и литературных текстов смысл может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. Учащиеся ограничиваются кусками, где излагаются события или ведутся диалоги, и опускают описания природы или рассуждения.

За последние 10–15 лет требования к технике чтения в начальной школе были снижены. Полное освоение этого навыка предполагается только к концу третьего класса. Но исследования показывают, что такого постепенного овладения чтением фактически не происходит. У ребенка закрепляется именно тот навык чтения, который успевает сложиться к концу второго класса. В третьих-пятых классах его еще можно выправить, а коррекционная работа со старшеклассниками положительных результатов не имеет.

Для формирования полноценного навыка чтения необходимо:

– увеличение количества часов на обучение чтению для детей, навык чтения которых не отвечает следующим условиям: плавное послоговое чтение со скоростью 30–35 слов в минуту;

– применение тех методов и приемов обучения чтению, которые соответствуют психофизиологическим основам формирования данного навыка;

– при обучении чтению педагогическая оценка освоения навыка должна быть направлена не столько на оценивание скорости чтения, сколько на понимание смысла прочитанного.

Затруднения с переработкой полученной информации

Около 30% учащихся четвертых классов имеют недостаточный уровень развития понятийного логического мышления, то есть дети не умеют работать по правилу, они могут его вызубрить, но не умеют применять, не понимают, какова зона применения правила, где его нельзя использовать. Учителям хорошо знакома ситуация, когда ребенок бойко отвечает правило и тут же пишет с ошибками, выводит формулу и не может решить задачу.

Можно предположить, что развитию логического мышления в настоящее время в начальной школе уделяется недостаточное внимание, поскольку число учащихся, имеющих уровень развития логического мышления ниже среднего, увеличивается с 16% в первых классах до 30% – в четвертых. При частом использовании учителями в качестве способа проверки знаний пересказа домашнего задания происходит деградация логического мышления. Необходимо учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы, учить рассуждать, осмысливать материал, а не ограничиваться тем, что им проще: заучивать и пересказывать.

Многие учащиеся, даже и старших классов, при запоминании текста учебника используют такой способ работы, как многократное прочитывание текста. Между тем, чтобы усвоить прочитанное, нужно использовать такие приемы смысловой обработки, как группировка материала, выделение опорных пунктов, составление плана, тезисов, логической схемы прочитанного, формулирование главной мысли и т.д. Но все это возможно лишь при наличии интуитивного и логического понятийного мышления, которое в свою очередь формируется в том числе и в вышеназванных видах учебной деятельности.

В ходе исследований психологов было установлено, что «хорошисты»-четвероклассники используют при обучении мышление, а «троечники» – речевую память и общее речевое развитие, то есть зубрежку.

Школьное обучение требует от ребенка умения абстрагировать, что дается с трудом более чем 50% учащимся начальной школы. Так, ученики младших классов называют глаголами отглагольные существительные, такие как «бег», «ходьба», «чтение». Они не умеют отвлечься от реального значения слова и сосредоточиться на тех свойствах, которые характеризуют его как часть речи. В изучении математики возникают трудности при подведении задачи под общий вид.

Для развития абстрактного мышления необходимо обучать детей выделению свойств предметов и называнию их. При этом ребенок должен осваивать научные названия («длина», «форма» и т.д.) для обозначения каждого выделяемого свойства. Кроме того, надо учить сравнивать: сначала назвать свойство, по которому будет производиться сравнение, выделить его в обоих предметах, потом сделать заключение. После этого можно переходить к освоению операций обобщения, к понятию существенных и несущественных признаков.

Необходимо добиваться полноценного усвоения навыка устного счета, который также способствует развитию абстрактного мышления. Нельзя спешить с переходом на другой уровень освоения навыка счета. Пока не освоен счет на пальцах и палочках, нельзя переходить к счету с опорой на зрительное представление примера, который ребенку надо решить в уме. Навык можно считать освоенным, когда задание будет восприниматься со слуха, выполнено в уме и будет озвучен только ответ.

Трудности в изучении основных предметов

Нарушения чтения и письма. Главной причиной недостаточного освоения навыка письма является неполноценный навык чтения. Если ребенок плохо читает, он никогда не обучится грамотно писать. Дети, у которых навык чтения (быстрота и адекватность понимания смысла текста) не сформирован, много ошибок делают даже при списывании текстов. Диктанты, изложения и сочинения не могут писать совсем.

В современных условиях обучения, в том числе и при логопедической коррекции неумения читать, полноценный навык чтения фактически не формируется, а развивается «озвучивание без понимания». При этом дети бегло озвучивают тексты и имеют серьезные проблемы с русским языком, потому что грамотность недостижима без беглого осмысленного чтения. И никакие усиленные занятия русским языком, зубрежка правил, переписывание текстов, дополненные развивающими психологическими программами (пальчиковая гимнастика, тренинг внимательности) не помогают. Неполноценный навык чтения может сохраняться вплоть до 8–9 класса (и на всю жизнь).

Кроме того, довольно значителен процент детей (до 50% первоклассников), у которых еще не сформирована зрительно-моторная координация вследствие несформированности и незрелости нервной системы. Пока физиологические причины не преодолеются, эти дети будут делать множество дисграфических ошибок (пропуски букв в слове, пропуски слов в предложении, замены букв в слове). А преодолеть быстрее физиологические причины не позволяют учебные нагрузки. Трудности с чтением и письмом испытывают практически все дети, которые пришли в школу, не зная алфавита. Они не в состоянии осваивать программу с той скоростью, которая ею предусмотрена. К сожалению, и переход на четырехлетнее начальное образование не улучшил ситуацию, поскольку растянул во времени не первый год обучения, когда идет освоение навыков чтения и письма, а третий (фактически в четвертом классе учителя повторяют программу предыдущих трех лет начальной школы).

Отсутствие учета в педагогической деятельности существования у детей неврологической симптоматики также приводит в первую очередь к проблемам с русским языком.

Как показывают эксперименты психофизиологов, совершенствование организационных условий обучения русскому языку: использование парт с наклонной поверхностью, подставок под учебники в начальной школе, гелевых ручек (карандашей в первом классе) – позволяет увеличить грамотность на 20–30% из-за уменьшения энергетических затрат на освоение механической части письма, нагрузки на зрение.

Также повышению грамотности будет способствовать формирование речевого анализа, навыка самоконтроля, использование в обучении методов поэтапного формирования умственных действий (автор методов П.Я.Гальперин).

Трудности, которые испытывают дети при изучении математики, также имеют свои причины.

Почти у 40% обследованных первоклассников недостаточный уровень развития визуального мышления, которое является базой для развития других компонентов мышления.

В связи с этим можно предположить, что в программе дошкольного образования уделялось недостаточно внимания формированию способности сравнения различных изображений, предметов и их деталей: недостаточно использовались игры с кубиками, пирамидками, мозаикой, конструкторами, особенно воспроизведение по заданному образцу, схеме, чертежу.

Несформированность данного компонента мышления у детей вероятнее всего приведет к трудностям с усвоением таблиц сложения и умножения: трудно будет понять структуру построения таблицы, без чего запомнить ее практически невозможно.

Для компенсации недостаточной сформированности у ребенка визуального мышления необходимо, чтобы он с помощью речевого анализа сначала представил то, что будет изображено графически, затем необходимо учить его выделять принцип действия, последовательность связей, больше внимания уделять построению схем к задачам.

Кроме того, причинами неуспеваемости по математике являются:

– ограниченный словарный запас и осведомленность детей, несформированный навык чтения, которые не позволяют понять основной смысл условия и вопрос задачи;

– несформированность пространственных представлений;

– несформированность самоконтроля;

– несоответствие методики обучения особенностям развития детей (недостатки в развитии интуитивного и логического понятийного мышления, абстрактного мышления, повышенная утомляемость и отвлекаемость, недостатки в развитии зрительно-моторной координации);

– форсирование темпа обучения (не хватает времени на отработку навыков);

– недостаточная работа учителей по преодолению пробелов в знаниях учащихся.

Рейтинг@Mail.ru