Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Причины школьной неуспеваемости

В чем они заключаются, если психологическая диагностика показывает, что 90% первоклассников готовы к успешному обучению по общеобразовательным программам

Вторая четверть коротка, и уже сейчас учителя прикидывают, кто вытянет на четверки и пятерки, а кому придется «рисовать» незаслуженную тройку. Приближается время, когда, кажется, дети только и делают, что исправляют двойки, а педагоги отчитывают нерадивых.

Но, может быть, у неуклонно падающей успеваемости есть другие причины помимо детской лени и несобранности? В поисках ответа на этот вопрос служба психолого-педагогического сопровождения Новгородской области провела несколько масштабных исследований. В их основу положена «Технология оптимизации обучения и развития школьников» Л.А. Ясюковой. Результаты исследований наверняка заинтересуют и учителей из других регионов. Прежде всего потому, что, узнав настоящую причину неуспеваемости, можно прямо сейчас начать исправлять ситуацию.

Наверное, каждый первоклассник, стоя у дверей школы с букетом, уверен, что будет учиться хорошо. Но реальное положение вещей в нашей области таково: только 50% детей заканчивают начальную школу на «4» и «5», а в основной школе этот процент снижается до тридцати трех.

Неуспевающие и слабоуспевающие дети – это проблема любой школы. Учителя традиционно объясняют плохую успеваемость неразвитостью, слабым вниманием, недостатком прилежания у ребенка. Поэтому его и родителей принято «вызывать на ковер», стыдить и упрекать. В лучшем случае с отстающими проводятся дополнительные занятия, но и они оказываются малоэффективными из-за использования тех же традиционных приемов и методов, которые не дали результата на уроке.

На самом деле причины школьной неуспешности почти всегда кроются в другом. Психологическая диагностика показала, что среди первоклассников почти 90% детей по интеллектуальным характеристикам готовы к успешному обучению по общеобразовательным программам. Но около 40% из них имеют сниженную умственную работоспособность и внимательность в силу незрелости нервной системы. У более 70% не сформирована в достаточной степени зрительно-моторная координация, что приводит к трудностям в освоении письма и чтения. Картина успеваемости могла бы быть совсем иной, если бы программы, методы, приемы и условия обучения подбирались соответственно психофизическим возможностям ребенка, вовремя ликвидировались пробелы в знаниях, а учитель понимал причины возникновения школьной дезадаптации и снижения успеваемости и вовремя принимал необходимые меры.

И винить в этом учителей язык не поворачивается: они работают на тот результат, который с них спрашивают. Очень часто педагоги действуют практически вслепую, не зная о том, что своими руками закладывают основу будущей неуспешности некоторых детей. Хотя и работают строго по программе. Мониторинги психолого-педагогической службы показали, что, например, нынешний процент хорошистов (30–33%) среди девятиклассников был бы существенно выше, если бы учителя не списывали проблемы на подростковый кризис, а предупредили бы эту ситуацию в пятом-шестом классах. Но для этого педагогам, работавшим с этими детьми три года назад, необходимо было знать, что основные причины учебной неуспешности в основной школе – недостатки развития интеллектуальных способностей детей и неполноценность школьных навыков, в основном навыка чтения.

Одна из самых болезненных школьных проблем – падение успеваемости при переходе из начальной школы в пятый класс. Это становится вечным поводом для взаимных упреков учителей начальной и основной школы. А причина заключается в том, что малыши, учившиеся на «4» и «5» в основном благодаря памяти, в пятом и после- дующих классах резко снижают успеваемость: одной памятью здесь не обойдешься, а время для развития мышления упущено.

Еще одна очень распространенная причина плохой учебы практически по всем предметам тоже тянется из начальной школы. Это слабое освоение навыка чтения и письма. По данным мониторингов, около 13% девятиклассников практически не понимают смысла прочитанного и почти 30% способны понять только короткие простые тексты. Так о каких учебных результатах можно говорить, если человек с трудом читает, будь он хоть семи пядей во лбу? В результате 5–8% пятиклассников и 10–15% девятиклассников, имеющих тройки по основным предметам, на самом деле их не заслуживают.

Кстати, и сильные ученики не в полной мере реализуют свои способности. Исследования вполне определенно показывают, что в 9–11 классах количество детей с высоким уровнем физико-математических, естественно-научных, гуманитарных способностей значительно больше, чем победителей областных и всероссийских олимпиад. Это происходит из-за отсутствия комплексной, целенаправленной работы по развитию и реализации способностей ребят на протяжении всего школьного обучения. Эта работа должна включать мотивирование учеников на глубокое изучение предметов, углубленную предметную подготовку с использованием принципов интеграции и междисциплинарности, формирование творческого мышления и мотивации достижения успеха, самостоятельности мышления. Недостаток планомерной работы со способными учениками приводит к уменьшению в 2–3 раза количества этих детей с 5-го по 9 класс.

Для преодоления этих системных недостатков, конечно, нужно пересматривать содержание образования и принципы управления школой. Но для начала хорошо бы учителям хотя бы знать о них и в меру своих сил предупреждать трудности в обучении.

Светлана ЕЛАГИНА, директор Новгородского областного центра психолого-медико-социального сопровождения

Рейтинг@Mail.ru