Вторая тетрадь
Школьное дело
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Рабочая тетрадь для учителя
Проверьте себя, насколько лично вы овладели искусством ведения урока? Может, некоторые вопросы стоит обсудить с коллегами на педсовете, на заседании методического объединения?
Задание 1
Предложите 2–3 варианта начала урока. Почему вы остановили свой выбор именно на этих формах?
___________________________________________________________
Задание 2
Спросите себя: умею ли я поддерживать дисциплину на своих уроках?
Как я реагирую на самые типичные нарушения (опоздания, болтовня, несданная работа, выкрики с места)? И чем заканчивается инцидент в итоге?
___________________________________________________________
Выберите один или несколько вариантов ответа на вопросы, связанные с проблемой дисциплины.
Я поддерживаю дисциплину в классе, потому что:
– это входит в мои обязанности;
– надо иметь возможность заниматься с учениками предметом;
– порядок в классе – это цель, к которой я стремлюсь.
Ученика, систематически нарушающего дисциплину, я:
– постараюсь включить в общую или групповую работу;
– отсажу на последнюю парту и дам индивидуальное задание;
– буду постоянно контролировать, держать в поле зрения.
Задание 3
Сколько способов организовать самооценку учеников на уроке вы можете вспомнить с ходу?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
А как организовать обмен мнениями в разных по возрасту и темпераменту классах?
___________________________________________________________
Задание 4
Даете ли вы возможность ученикам расслабиться на уроке, отдохнуть несколько минут? Почему? Как вы организуете эти паузы и как затем снова умудряетесь привлечь внимание ребят?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Руководите ли вы темпом на уроке? Не кажется ли вам иногда, что вы задаете слишком быстрый темп? Или, напротив, урок течет чересчур вяло? Что вы делаете в этом случае?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Задание 5
Вспомните последний проведенный вами урок. Прежде чем делать вывод о его эффективности, спросите себя:
– многие ли из моих учеников участвовали в этом уроке? Не обязательно выступали, отвечали, хотя бы слушали и думали?
– сделал ли я что-то сегодня, чтобы как можно большее количество детей смогли высказать свое мнение на уроке?
– успел ли я проверить на уроке (в любой форме), насколько ученики разобрались во вчерашнем домашнем задании?
– выполнил ли я план урока? Если нет, то почему? Огорчен ли я тем, что отступил от плана? Или скорее доволен?
– какие моменты урока дались моим ученикам легко? С трудом? Почему так получилось? Я к этому стремился? Достаточно ли я поддерживал детей в трудные моменты? Оказал ли им необходимую помощь?
Вот теперь самое время задуматься: это был хороший урок?
___________________________________________________________