Вторая тетрадь
Школьное дело
ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Мобильный ученик и мобильный учитель
Они возможны, но системе образования не нужны
Информатизация школ идет полным ходом, и по части поступления нового оборудования в образовательные учреждения у нас все хорошо – настолько, что в среде школьных информатиков начались дискуссии об идеальной информационной образовательной архитектуре (см., например, http://users.livejournal.com/aen_/82946.html).
Картины радужные: мощная федеральная серверная площадка с суперкомпьютерами, предоставляющими вычислительные ресурсы региональному уровню; мощная региональная серверная площадка, предоставляющая ресурсы муниципальному уровню, она же – шлюз между муниципальным уровнем и региональным; на муниципальном уровне (в школах) установлен шлюз в интернет и в образовательную сеть, и далее – персональные учебные места школьника: через Wi-Fi могут подключаться как стационарные, так и мобильные терминалы (ноутбуки). Точки подключения Wi-Fi – в каждом кабинете. Плюс проекционная доска и другие устройства, которые можно сопрягать с компьютером.
Идеал понятен: информационными технологиями обслуживается весь образовательный процесс, а не только уроки информатики в компьютерном кабинете – он, кстати, станет ненужным. Учитель-предметник будет мобильным: со своим ноутбуком (и со всеми своими методическими материалами) он сможет свободно перемещаться по кабинетам, брать свое «рабочее место» домой, в библиотеку.
Но станет ли мечта реальностью? Ответ зависит от наших представлений о том, чем должны заниматься дети за компьютером в школе. Одно дело – использовать технику в рамках традиционной системы обучения: скачивать информацию, готовить презентации для уроков. Совсем другое – осуществлять образовательный процесс в соответствии с предоставляемыми техникой возможностями. Самый обсуждаемый вариант – создание каждым учеником собственного виртуального образовательного пространства, постоянно развивающегося и растущего вместе с человеком. Образовательного мира, который всегда с тобой…
По сути, речь идет о новом типе школы. В ней нет уроков и классов, поскольку задачи, которые они решали – синхронизация усилий многих людей во времени (от звонка до звонка, как смена на заводе) и пространстве (классы, предтеча цеха, где группы людей в одном месте делают одну и ту же работу), – неактуальны. Нет и предметного преподавания, воспитывающего привычку к однообразному труду, ведь процессы наподобие завинчивания гаек давно автоматизированы, и любая работа требует постоянной мысли о том, как повысить ее качество, начиная с работы уборщицы.
Зато есть учитель, который организует самообразование детей, учит их договариваться в процессе создания образовательного продукта, создает условия для индивидуальной и групповой работы по генерированию новых идей. И есть информационное сопровождение, устройство, которое условно можно назвать «Персональный интерфейс школьника» и которое будет полностью отражать продвижение ребенка в социально-информационно-образовательной среде. Этакий информационный трансформер, гибкий и мобильный. Учиться и учить можно будет где и когда угодно.
Имея такое видение проблем образования, проектировщики, разработчики программного обеспечения (ПО), интеграторы горят желанием взяться за создание такого устройства, кстати, эксперименты в этой области уже проводила фирма Аbby. Вопрос – кому это надо? Концепции информационной системы образования как не было, так и нет, а рутина – это всегда пожалуйста. Сегодня от школы только и требуется, что обеспечить работу пакета ПО, о котором говорится в Распоряжении правительства № 1447-Р от 18.10. 07, то есть употреблять компьютеры только в качестве технического средства обучения.
…Может, пора «в консерватории» что-то подправить?