Вторая тетрадь
Школьное дело
ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Интернет для отчетности
Связь между разработчиками программ информатизации и их рядовыми пользователями наладить пока не удается
В каникулярное время учителям было предоставлено немало возможностей для повышения ИТ-компетентности: по стране прошла волна семинаров, конференций, мастер-классов, выставок и «круглых столов».
И поскольку везде поспеть мудрено, мы попросили главного редактора альманаха «Вопросы информатизации образования» Екатерину Алексееву подвести общий итог всем этим мероприятиям.
– Какое впечатление оставило у вас посещение мероприятий, посвященных информатизации образования?
– Безусловно, движение общества и государства в сторону школы наблюдается, и этот процесс идет по всей стране. Но, как говорилось на выставке «Инфо-Ком-2007», распределять деньги значительно легче, чем проводить реформы образования. И было заметно: есть некие согласованные тексты и утвержденные сверху примеры, одни и те же для разных людей, говорящих с разных трибун. И если ты не «варишься» в школе, может показаться, что с информатизацией у нас все прекрасно и просто замечательно. Но войдите в школу, причисленную к «подключенным», попробуйте выйти в Сеть и убедитесь: интернет у нас «как бы есть», но скорости такие, что работать на уроке с ним нельзя. А хоть и не на уроке: московские учителя просят меня помочь зарегистрироваться на курсы через интернет, потому что в школе не имеют такой возможности. А по рапортам – 3000 образовательных объектов Москвы подключено к интернету. По отчетам – горячие линии, консультационные пункты, а по письмам учителей – полная растерянность.
– Наверное, мониторинг реального положения дел – одна из задач организаторов таких встреч?
– Если бы! На открытии XVII Международной конференции-выставки «ИТО-2007 – Информационные технологии в образовании» представители Федерального агентства по образованию Минобрнауки России говорили: «Нам хотелось бы понимать, правильно ли мы движемся, в том ли направлении, услышать ваши мнения о текущих программах и проектах» – но сразу после пленарного заседания они ушли, ни в чем не приняв участия. А конференция действительно работала, и было что послушать.
– Было что-то новое относительно прошлых лет?
– Небывалая активность. Представлялся опыт разных регионов, опыт образовательных учреждений разного статуса. Люди приехали с конкретными вопросами, не боялись выступать: оспаривали решения, приводили аргументы. В этом году на выставке работали много консультантов, вокруг них образовывались бурлящие островки дискуссий. Это было впервые: третий день конференции, восемь вечера, а все аудитории и коридоры заполнены – люди хотели слушать, хотели знать.
– То есть можно говорить о формировании и развитии педагогического ИТ-сообщества в рамках таких мероприятий?
– Лишь отчасти. Да, такие встречи помогают обнаружить, что ты не один решаешь проблему, они дают огромное количество контактов. Но с кем ни поговоришь – все жалуются на текучку: «Все время съедает бумажная отчетность». Придумали, например, отчет по критериям эффективности использования интернета в школе. Какая некорректность: битами и байтами измерять качество работы с интернет-ресурсами!
На круглом столе «Роль ИКТ в образовании» присутствовали чиновники из Департамента государственных программ, Рособразования, Департамента образования Москвы, и что мы услышали? Ничего нового, кроме призыва школам проявлять инициативу по оказанию платных ИТ-услуг населению.
– Да, про «отдачу» все чаще говорят, мол, столько уже в школы поставили дорогостоящего компьютерного оборудования, а что толку?
– Техническое оснащение – первый, обязательный этап информатизации образования, и этот этап надо пройти, не ожидая мгновенной отдачи. Как только техника пришла в школы, учителя ободрились, захотели ее осваивать, учиться. Наличие компьютеров в школе – главная мотивация к освоению ИТ-компетентностей. Однако время идет, педагоги интенсивно обучаются, а чиновники по-прежнему сводят содержательную сторону информатизации образования к статистическим выкладкам о потраченных миллионах – главное, они «укладываются в сроки».
А педагогам приходится самим сужать масштаб проблем и на своем уровне разрешать их так, чтобы не было стыдно перед детьми. Конечно, многие вопросы не в их компетенции, например, контентная фильтрация. Сам этот проект представляется, мягко говоря, «очередным неэффективным освоением бюджетных средств».
– Какие еще проблемы педагогического интернета были выявлены в ходе обсуждений?
– Интернет подобен учебнику. В эффективном использовании учебника немаловажную роль играет УМК, подробно рассказывающий учителю об особенностях и приемах работы. С электронной книгой, например. Так вот: необходимо писать учебно-методический комплект (УМК) к интернету для учителей.
Обсуждался кризис интернета 1.0. Стоит обратить внимание на использование в образовательном процессе Web 2.0. как новой среды совместной коммуникации и исследований. (Термин Web 2.0 появился в 2005 году, чтобы дать определение большому количеству сайтов, построенных на новой концепции взаимодействия человека с Всемирной сетью. Ресурсы Web 2.0 интерактивны, позволяют себя легко настраивать и вносить изменения в материалы сайтов. Более подробно о Web 2.0 вы можете прочесть на сайте Wikipedia, который также является ярким примером концепции Web 2.0. – Прим. ред.)
В то же время говорили о главенствующей роли учителя в образовании. Конечно, необходимы новые программы для повышения квалификации учителей, учитывающие развитие ПО, но и значение специальных знаний, традиционных методик умалять не надо.
Была затронута тема использования цифровых образовательных ресурсов из коллекции, на которую возлагают большие надежды как на государственный ресурс. Пока до массового внедрения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и УМК в образовательный процесс дело не дошло, но среди тех, кто начал закачивать ресурсы для работы, много недоумевающих. По биологии, например, предлагается к использованию 300 единиц ресурсов. Открываем первый: это вопрос и 5 вариантов ответа. Второй вопрос этого же теста – отдельно загружаемый ресурс. Тест, состоящий из 30 вопросов, – это 30 единиц в коллекции! Здорово придумано?
– Вот сейчас наши бескомпьютерные и безынтернетные читатели и скажут: а стоит ли заниматься тем, что не устоялось, не устроилось? Не лучше ли подождать?
– Процент школ, где учителя еще совершенно не представляют, что такое школьный интернет, большой. Им необходима профессиональная поддержка сетевого сообщества. Например, через наш альманах: http://www.npstoik.ru/vio/. Но дело в том, что пока компьютер и интернет не станут необходимы учителю, пока не сократятся трудозатраты преподавателя на использование нового инструментария, эффективность внедрения интернет-технологий в школы будет исключительно мала.
На сегодня можно констатировать, что результаты, которые показывают на олимпиадах дети из компьютеризированных школ, остаются на уровне тех лет, когда компьютеров в школе не было. Это говорит о том, что учить надо не освоению конкретных программ, а информационной культуре в целом: умению работать с информационными массивами, критически мыслить, общаться. ИКТ – это не панацея, а всего лишь инструмент, помогающий развитию человека.